Новости культуры российских регионов
25 октября 2011
Поволжье

Судьбы чудаков

В Самаре прошла встреча с режиссером-документалистом Вячеславом Ореховым.
Творческим вечером заслуженного деятеля искусств России, академика Российской Академии кинематографических искусств «Ника» Вячеслава Орехова в Самарском Центре социализации молодежи завершился Открытый всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли». «Жизнь прекрасна» Режиссер создал более сорока документальных фильмов, многие из которые получили признание на престижных фестивалях. Несколько из них он показал самарским зрителям. Открылся вечер кинозарисовкой «Облаков неземная материя». Работая над ней, Орехов был и режиссером, и оператором. А посвятил он этот короткий поэтичный фильм, наполненный движущимися облаками, музыкой и стихами, памяти замечательного самарского режиссера-документалиста Михаила Серкова, вместе с которым учился на Высших режиссерских курсах. В своих картинах Вячеслав Орехов рассказывает о судьбах сильных и целеустремленных личностей, которые способны противостоять ударам судьбы. «Если герой мне душевно близок, то это моя тема, - говорит режиссер. - Я бережно беру в ладони его судьбу и переношу ее на экран, стараясь не расплескать». На встрече с самарскими зрителями было показано несколько фильмов замечательного режиссера. Один из них, фильм «Очарованный странник», отмеченный на Международном кинофестивале «Золотой витязь», - о покаянном пути на коленях, который прошел русский странник от Дивеевского монастыря до Троице-Сергиевой лавры. И путь этот продолжался девять с половиной месяцев. Любопытна реакция окружающих на странного путешественника: кто подкармливал его, кто проходил равнодушно мимо, кто говорил, что ничего он не изменит, а кто судачил о том, что, видно, много грехов сотворил человек, раз решился на такое. Еще один фильм «Высший подвиг цветка» – это рассказ о судьбе парализованной девочки, которая могла рисовать, только держа кисть в зубах, но при этом сумела создать на полотнах изумительный красочный мир. В ее иллюстрациях к сказкам - радость и счастье. Этим же ощущением пронизаны строки из писем художницы Любови Михайловой, прожившей всего тридцать с небольшим лет. Эти строки звучат в фильме: «Земля живая, у нее есть сердце. Но люди перестали слышать, как растет трава. Но ведь природа даровала нам жизнь. Будем держаться до конца, как бы ни было трудно». Картина «Мастер» посвящена памяти деревенского жителя Тверской области Николая Иванова. 17 лет он провел в лагере, получив срок по ложному обвинению, но при этом сумел сохранить и свет, и доброту в душе. Последние годы он провел в тверской деревне - вырезал ложки, плел корзинки, одаривая ими детвору, столярничал, собирал печи. Любую работу он делал увлеченно, с любовью. В фильме «Жизнь прекрасна» повествуется о выдающемся русском балалаечнике Михаиле Рожкове. Музыкант-виртуоз и в 85 лет очаровывал окружающих людей волшебной игрой и поразительной любовью к жизни. Среди последних работ режиссера – 13-минутные киноновеллы. Этот формат он сейчас считает оптимальным для документального фильма. Одна из таких картин, которую тоже увидели самарские зрители, - «Выхожу один я на дорогу». Это размышления о жизни и зарисовки из биографии преуспевающего режиссера музыкального театра Дмитрия Арсентьева, который в 45 лет кардинально пересматривает свою жизнь и уходит крестьянствовать в глухую российскую деревню, в которой шесть дворов и где доживают свой век одинокие старики и старухи. Вячеслава Орехова всегда увлекали темы чудаков. Сам он называет их людьми, украшающими жизнь. «Один мой фильм так и называется - «Чудаки из деревни Огрызки», - говорит режиссер. - Там, например, один персонаж учил курицу подпевать песне «Ах, Самара-городок», и после слова «Самара» курица научилась произносить «Ко-ко-ко». Другой чудак учил курицу летать. А еще один, который очень любил лошадей, делал дома их фигурки, а потом нес их на рынок. Когда прохожие спрашивали о цене, он говорил «Не продаются». «А чего же принес их на рынок?» - «Чтобы люди не забывали лошадей». «Надо просто остановиться...» Как режиссер находит своих героев? Этим вопросом заинтересовались самарские зрители. «Надо просто остановиться, вглядеться внимательно в то, что нас окружает, - ответил режиссер. - Вокруг много удивительных людей. Одного из них, художника, ставшего потом героем моего фильма, я встретил на улице — он кормил с рук бездомных собак. При этом режиссеру надо обязательно подружиться со своим героем. Иначе ничего не получится». Неудивительно, что и дипломная его картина была о жизни одного из них - удивительного «наивного» живописца и литератора Ивана Никифорова из подмосковного города Пушкин. Иван работал ночным сторожем на железнодорожной станции и частенько слушал рассказы попутчиков, встречавшихся ему по жизни. Результатом такого общения стали три романа, объемом в 700-800 страниц, написанные Иваном от руки в ученических тетрадках. А потом в чулане он нашел заброшенные внучкой краски и задался целью нарисовать иллюстрации к своим литературным произведениям. Занятие так увлекло 63-летнего самоучку, что вскоре он стал писать картины, а через 10 лет его имя было внесено в мировую энциклопедию наивного искусства. Режиссер не скрывает, что на жизнь он порой смотрит глазами своих персонажей — художников, музыкантов, писателей. Многие из героев его фильмов живут в деревне. Орехов и сам приобрел домик в Псковской области и проводит там много времени. «Когда растворяешься в природе, в ее красоте, возникает ощущение внутренней свободы. А это такое счастье!» А еще Вячеслав Орехов по примеру своего первого героя Ивана Никифорова взял в руки кисть и начал рисовать - в тот момент ему уже исполнилось шестьдесят...