Новости культуры российских регионов
20 сентября 2011
Поволжье

Глубокое погружение

32-й сезон в «Ракурсе» начался показом фильма о трудностях взросления.
«Ракурс» открыл двери для любителей кино. Начало нового сезона выглядело многообещающе: за живым рок-концертом последовал показ фильма Ричарда Айоади «Субмарина». Лучший британский дебют 2010 года с не чуждым иронии и ностальгии взглядом режиссера на подростковый максимализм пришелся публике по вкусу. Было заметно, что за лето самарцы изголодались по настоящему кино. За час до начала в фойе Дома актера выстроилась длинная очередь за билетами. Они многим опоздавшим не достались. Поскольку в большом и малом залах мест не осталось, пришлось спешно устанавливать приставные сиденья. Пока заинтригованные фильмом киноманы обсуждали предстоящий показ, их подогревала психоделическим и гаражным роком самарская группа The Bluebirds. Затем на сцену явился директор «Ракурса» Михаил Куперберг. Обрадованный числом зрителей, он выразил надежду на то, что интерес самарцев к серьезному кино не угаснет, а также поздравил всех с победой на Венецианском фестивале Александра Сокурова и его нового детища «Фауст», взявшего «Золотого льва» как лучший фильм. После него Валерий Бондаренко в двух словах изложил свое видение фильма. Свет погас, и зрители замерли, вслушиваясь в исповедь 15-летнего мечтателя и романтика Оливера Тейта. Пожалуй, слова Бондаренко о том, что «Субмарина» не нуждается в комментариях, поскольку более чем понятна всем пережившим подростковый возраст, были верны. Фильм Айоади иллюстрирует тинейджерские проблемы, с которыми сталкивался каждый и которые затрагивали в своих картинах многие режиссеры: поиск идентичности в социальном мире, потеря девственности до того, как исполнится 16, непонимание родителей, попытка сохранить их брак, и т.д., и т.п. При неоригинальности содержания «Субмарина» подкупает самобытным режиссерским взглядом, чего не хватало многим фильмам на тему взросления. Айоади вслед за Сэлинджером с иронией и сочувствием изображает богатый и в то же время хрупкий внутренний мир подростка, абсолютно не готового к взрослой жизни. Тейт все время пытается выстроить события по своему выдуманному сценарию (помирить родителей, подкинув сочиненное им любовное послание от отца, соблазнить девушку, устроив романтический вечер), но жизнь всюду расставляет свои акценты. И в тот момент, когда Оливер поймет, что реальность намного суровее, циничнее и лживее, герой попытается замкнуться в себе. Вот этот травматичный пороговый миг, когда молодой человек, познав горечь разбитого сердца, непонимания родителей и отчуждения сверстников, пассивно бунтует, превращаясь в «сломанный проектор воспоминаний», и фиксирует с присущей ему ностальгией Айоади. Причем использует для иллюстрации своей мысли заимствованный из хита The Beatles образ субмарины. Он у режиссера обозначает тот идеальный внутренний мир, в который так хочется погрузиться, когда внешняя реальность распадается на глазах, а ты бессилен этому противостоять. Вопрос «Что делать?» в такой ситуации Айоади оставляет без ответа, показывая красивый открытый финал с недвусмысленным образом стоящих по колено в воде героев. Ответ на него зрители еще долго обсуждали после показа, сойдясь во мнении, что фильм как минимум «симпатичен».