Книга автора из Россоши Риты Одиноковой "Женщина с красным зонтом", изданная воронежской типографией им. Болховитинова тиражом в тысячу экземпляров, составлена из стихов и прозы. Безусловным ее достоинством является авторская определенность, в известной мере позиция даже, одинаково легко читаемая и в поэтическом разделе, и в прозаическом.
Одинокова не стремится к новизне; во всяком случае – по читательскому ощущению. Ей, кажется, куда важнее высказаться внятно и грамотно. И то, и другое – удается. Даже с перебором: местами, особенно в начале чтения, хочется какого-то прорыва из той лексической и эмоциональной «ровности», которой отличается книга. Но чем дальше ее листаешь, тем легче соглашаешься с авторской системой координат: да, и так тоже можно. Главное – не выпасть из рамок выбранной системы, что Рита научилась делать практически безукоризненно.
И в тишине, когда полмира спит
Еще в своей неслышно-сладкой дреме,
Я жду друзей, охрипших от обид,
Не признающих жизнь в дверном проеме,
Словарь, склонный к архаике («уста», «сии»), для Одиноковой также органичен; современную нервозность поколения, к которому принадлежит Рита, он, по крайней мере, передать способен. Отрадно, что автор не зациклен на банальных «любви-прощании», не упоен исключительно зарифмованными страстями и терзаниями. Рита Одинокова умеет смотреть на жизнь шире и демократичнее, признавая ее панорамность объективной реальностью.
И было сказано вчера:
«Не забывай, что ты крылата!»
Но от зарплаты до зарплаты
Молчат седые вечера.
По-настоящему трогательна биографическая проза нового сборника (хотя и рассказы тоже не дурны): здесь автору удается быть настолько теплым и открытым, что читатель без возражений и каких-либо домысливаний обращается в его веру. В принципе, в прозе те же средства использованы, что и в стихах, тот же словарь в ходу. Но смысловые и особенно эмоциональные акценты – намного живее тех, которые "прописаны" в поэтическом разделе. Потому что включено такое незаменимое средство выразительности текста, как интонация; это, на мой взгляд, самое главное для литературы. Именно интонация обеспечивает доверительность общения "писатель-читатель"; найти верный тон – важнее важного для автора. Самое ценное, что в этом плане Рита, кажется, ничего специально не искала. Просто позволила себе быть самой собой, без позы и филологического надрыва – и это сослужило ей добрую службу.