Новости культуры российских регионов
18 июля 2011
Центр

В центре – люди

Вышло в свет собрание «платоновских» иллюстраций.
Альманах «Произведения А.П. Платонова «Котлован» и «Чевенгур» в иллюстрациях Натальи Коньшиной» издан областной воронежской типографией им. Болховитинова. Книжку с полным на то основанием можно считать новым вкладом изобразительного искусства в «платоноведение»: иллюстрации молодой воронежской художницы Натальи Коньшиной, объединенный под обложкой альманаха, сполна передают проникновение автора в мир платоновском прозы. – Потребность в художественном диалоге с великим писателем становится для Натальи Коньшиной соразмерной поиску собственного слова в искусстве, – считает доктор культурологи, профессор ВГУ Тамара Дьякова, написавшая предисловие к альманаху. – Неслучайно сверхзадачи многих ее персональных выставок читаются не как право художницы на собственную интерпретацию Платонова, а как обретение с ним духовного родства… Изобразительный ряд представленных иллюстраций – не только максимально точный перевод текста в систему визуальных образов, но и, в какой-то степени, собственное послание зрителю… В художественном решении Натальи Коньшиной я усматриваю определенную парадоксальность. В центре всех иллюстраций только люди. Не природа, не быт, не отдельно выхваченные вещи-символы. А люди… Разных возрастов, характеров, судеб… Все они, словно большеголовые персонажи средневековых фресок, носят лица с грустными глазами на худосочных, никчемных и обременительных телах. И от этого несоответствия каждая морщинка, каждая складка, каждая оспина на лицах предельно заостряется, доходя в своей абсолютизации до гротеска… Обращает не себя внимание цветовое решение иллюстраций Коньшиной – оно сродни образному. Наталья намеренно, как бы настаивая на том, лишает платоновский мир сочных красок. Сплошь и рядом для выражения терзаний несчастных платоновских утопистов предлагается черно-белая (или близко к тому – тонированная, стертая) гамма. Потому что, опять-таки, настоящая, не приукрашенная жизнь есть цепочка контрастов и антагонизмов. А яркие звенья этой цепочки – лишь обязательные, неизбежные, обусловленными новым жизненным виражом выходы из ряда вон. Как то: красные береты босых пионеров из «Котлована», дружно марширующих по чернозему, красный же, полный сострадательного обожания абрис Розы Люксембург, получившей в воображении платоновского Копенкина и, соответственно, Коньшиной чистый иконописный лик…