Новости культуры российских регионов
28 июня 2011
Урал

За рок!

Уральский рок — мощный бренд уже четверть века. «За рок» -- фильм о первых шагах легендарного Свердловского рок-клуба,который снял режиссёр и продюсер Олег Ракович. Предпремьерный показ прошёл в екатеринбургском Доме кино.
Фильм — нескончаемая цепочка прелюбопытных размышлений тех, кто начинал рок-движение на Урале. Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин, Александр Пантыкин, Настя Полева… Судя по этому, далеко не полному, списку звёздных имён, нам, сегодняшним, очевидно: «глоточек» той музыкальной свободы давным-давно — знаковое явление советской, российской культуры. Им, тогдашним, казалось по-другому и будущее представлялось им весьма туманным. «Чайфам» предрекали пять лет сценической жизни. «Урфин Джюс» зарабатывал на свадьбах. Будущее певицы Насти в какой-то момент зависело исключительно от её таланта композитора (при том, что она не сочиняла). Собственные произведения, а уж тем более произведения полулегальных «Лед Зеппелин» или «Блэк Саббат» в концерты включали правдами и неправдами… Киношные воспоминания делают кумиров поколения более понятными и более близкими, что ли, их поклонникам. В общем, когда обком партии одобрил создание рок-клуба, для молодых музыкантов началась новая жизнь. Русский рок имеет три ветви: московскую, питерскую, уральскую. 1986 год — точка отсчёта, «нулевой меридиан» движения, зародившегося в Свердловске. Уральская рок-н-рольная мысль в 80-е годы ХХ века билась преимущественно в стенах Архитектурного института и Уральского университета. И сложно было тогда представить человека равнодушного к вольнодумной музыке. Да и сегодня сложно представить того, кто не слышал названий «Наутилус Помпилиус» или «Смысловые галлюцинации». Однако господствовала рок-культура в конце двадцатого века. Те же, кто сегодня не разбирается в генеалогии уральского рока, могут воспользоваться фильмом Раковича как лаконичным пособием по истории конкретного музыкального движения. Кроме того, для неискушённых фильм — абсолютно удивительные открытия. Именитый режиссёр Владимир Хотиненко предстал клипмейкером группы «Настя». Не менее именитый его коллега Алексей Балабанов открылся как автор киножурнала «Советский Урал», в котором «засветился» будущий рок-идол, а тогда молодой Вова Шахрин (так назвал его Балабанов). Для искушённых (а на показе их было абсолютное большинство) «открытия» — бесценные сокровища их собственной рок-молодости. Пристрастные зрители оценили и доверительную, даже по-домашнему «кухонную» тональность фильма. И сохранённый музыкальный драйв, удивительно соседствующий с рассудительностью музыкантов. И стильный чёрно-белый монохром, подчёркивающий: эпоха рок-клуба — прошлое (кстати, цвет фильма определил ещё и один из героев фильма, наотрез отказавшийся делиться фотографиями с цветной картиной).