Новости культуры российских регионов
28 июня 2011
Поволжье

Неизвестная Франция на экране

В столице губернии проходит фестиваль документального кино.
В эти дни самарские синефилы первыми в России знакомятся с лучшими образцами французской документалистики. Инициированный «Альянс Франсез» и «Центром кинематографии Перифери» проходящий на базе «Арт-Пропаганды» фестиваль «Франция – другой взгляд» открывает зрителям самые разные стороны жизни, казалось бы, всем знакомой страны — от моды и политики до безработицы. Франция изнутри Фестиваль «Франция — другой взгляд» приурочен к 10-летию «Альянс Франсез-Самара». И не случайно он проходит на территории именно «Арт-Пропаганды»: первая выставка в культурном центре, экспозиция фотографа Анни Ассулин «Руки писателей» (ноябрь 2008-го) была подготовлена совместно с этой компанией. Новый проект обещает быть не менее интересным. Его проведение планируется в ряде городов, где находятся филиалы «Альянс Франсез» (Иркутск, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Тольятти). Самара стала первым пунктом его «путешествия». Прелюдией к фестивалю стал майский показ ленты Люка Товена «Мираж русской деревни»: тогда самарцы познакомились со взглядом французского документалиста на загадочную русскую душу. Теперь же публика узнает, какой видят французские кинематографисты свою родину. Как обещают организаторы, фестиваль станет открытием для всех неравнодушных к французской культуре. Шесть включенных в его программу фильмов откроют публике те стороны французской жизни, которые обычно закрыты не только для туристов, но и для многих ее жителей. Спектр тем самый разный: мода, политика, безработица, нищета, кинематограф, молодежные движения. Фильмы фестиваля объединены в три блока — «Франция рабочих», «Франция блесток» и «Франция иммигрантов». Первому посвящены «Мечта фабрики» Люка Декастера (22 июня), «Счастлив как коммунист» Даниеля Клинга (24 июня). Второму - «Мин: слово за слово» Валери Минетто (29 июня), «40×15» Оливье Жаана (1 июля), «Францию иммигрантов» раскроют «Бунтующий 93-й департамент» Жан-Пьера Торна (6 июля), «Они из фонда Примо Леви» (8 июля). Все показы с сегодняшнего дня проходят в «Арт-Пропаганде», начало в 19.00. Вход свободный. Документальный эксклюзив Фестиваль станет открытием и для киноманов, ведь даже у самого дотошного отечественного зрителя весьма смутные представления о современной французской документалистике. Об этом шла речь на пресс-конференции перед фестивалем. Директор киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг напомнил публике, что мировой кинематограф начался с документалистики, и не последнюю роль в его развитии сыграла Франция. Вместе с ним программу фестиваля представили директор «Альянс Франсез Самара» Натали Конио-Товен, режиссер фильма «Мечта фабрики» Люк Декастер и директор «Центра кинематографии Перифери» Мишель Сулиняк. Именно благодаря поддержке ее организации сняты представленные на фестивале фильмы. Мишель знакома со съемочной «кухней» каждой из картин и всеми режиссерами. Один из них, Люк Декастер, сам представил свой фильм «Мечта фабрики» на торжественном открытии фестиваля в музее имени Алабина. Лента рассказала зрителям историю возмущения рабочих завода «Эпеда» после его закрытия. Растворившись с камерой в общей массе бастующих, режиссер блестяще показал ту пустоту, что образовывается на заводе и в душе человека, когда его лишают места в жизни. Отраженная Декастером горечь осознания того, что живой человек может умереть для своей работы и страны, стала главным предметом обсуждения после показа. Но достойный уровень фильма был бесспорным для всех зрителей. Остается посмотреть другие ленты, чтобы понять, какая же она, «другая Франция». Люк Декастер, режиссер фильма «Мечта фабрики»: - Как снималась «Мечта фабрики»? - В одном из центральных регионов Франции. Съемки начались внезапно — в момент закрытия завода. Начиная фильм, никогда не знаешь, когда его закончишь. Мы начали съемки с командой добровольцев (оператор, звукооператор и я в качестве режиссера), без финансовой поддержки и уверенности в том, что она вообще когда-либо будет. Хотели показать реакцию рабочих известного во Франции завода на сообщение о его закрытии. Он находился в небольшом городке, все жители которого хорошо знали рабочих. Таким образом, проблема коснулась всего города. Обычно, когда закрывается завод, об этом несколько дней говорят по телевизору, и все — молчание. Людей больше не существует. Мне же было интересно, что происходит с рабочими дальше, как они живут. - Что для вас значит документальное кино? - Это кино, которое удивляет. Столкновение между кинематографистом и реальностью, которая проникает в фильм независимо от сознания режиссера. В моем фильме «Мечта фабрики» вы увидите, что есть такие моменты, которые я не мог предвидеть, заранее продумать, но которые оказались очень значимыми. Получается, что это вторжение реальности и двигает нас на создание чего-то. - Какие темы вас сейчас как режиссера-документалиста волнуют? - Я снимаю сейчас кино о людях без документов, иммигрантах. Мне кажется, сейчас это больная тема. Последний фильм, снятый мной в «Перифери», рассказывает о несовершеннолетних иммигрантах. Я снимал его пять лет, проследив таким образом взросление ребят. Зимой же выйдет фильм о забастовке нелегалов, которая длилась 39 дней и увенчалась успехом. Меня интересуют простые люди, о которых в основном не говорят. Михаил Куперберг, директор киноклуба «Ракурс»: - Я никаких из фильмов, представленных на фестивале, пока не видел. Но уверен, что все они интересны и заслуживают внимания. Буду смотреть их с большим волнением и интересом. Мне как киноведу особенно любопытен фильм Оливье Жаана «40×15» про «Двухнедельник режиссеров» на Каннском фестивале. Дело в том, что мы, к сожалению, по разным причинам плохо знаем современное документальное кино. Государство не уделяет никакого внимания его показу и кинопрокату в России. Есть несколько энтузиастов в Москве, Питере, Екатеринбурге, Перми, которые на свой страх и риск проводят фестивали документального кино. Благодаря им киноведы и заинтересованная публика что-то видит. Но ведь эти картины не находят широкого зрителя в других городах. Хорошо, что мы хоть что-то увидим. Мишель Сулиняк, директор «Центра кинематографии Перифери»: - Мне очень приятно представлять этот фестиваль в Самаре. И мне интересно, как самарские зрители отнесутся к этим фильмам. Наш «Центр» является местом, которое, несмотря на существующие сейчас во Франции сложности с кинематографом, пытается по-прежнему поддерживать авторское документальное кино. Мы работаем с режиссерами-«резидентами» (независимыми документалистами). При этом не вмешиваемся в творческий процесс, помогая режиссерам на наиболее сложном этапе работы над фильмами — в период монтажа, предоставляем им технику, финансирование. Эти средства идут на распространение фильмов: мы поддерживаем их прокат в регионе Иль-де-Франс и в таких местах, как «Арт-Пропаганда», где экспонируется современное искусство. В год выходит по 7-8 фильмов. Натали Конио-Товен, директор «Альянс Франсез Самара»: - Все эти фильмы интересны для самарского зрителя как взгляд французов на Францию. У многих людей сложились свои стереотипы об этой стране. И представленный во всех фильмах фестиваля взгляд изнутри поможет не только изменить представление о Франции, но и расширит знания зрителей о ней. С большинством из тем, которым посвящены фильмы, публика практически незнакома. Пожалуй, единственное, что массовый зритель более-менее знает — «Франция звезд». Думаю, что публику особенно заинтересует лента «Мин: слово за слово» о владелице ателье Мин Баррал Вегез, 40 лет одевавшей французских певцов. Главное — увидеть все эти фильмы. К тому же у публики есть возможность пообщаться с автором одного из них, Люком Декастером.