Новости культуры российских регионов
16 июня 2011
Центр

Вечер Ширвани Чалаева

В большом зале Смоленской областной филармонии с успехом прошёл творческий вечер народного артиста России и Дагестана, лауреата Государственной премии России, композитора Ширвани Чалаева.
В нём участвовали Смоленский камерный оркестр под управлением Михаила Переплеснина и солисты: заслуженный работник культуры РФ Ольга Землякова (скрипка), заслуженный деятель искусств РФ Николай Писаренко (бас), Елена Гарибова (фортепиано). Концерт прошёл в рамках 54-го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И.Глинки Сегодня монографические концерты, полностью составленные из сочинений современного композитора – редкость. Потому вечер Ширвани Чалаева, в программу которого вошли Симфониетта и два концерта для солирующих инструментов и камерного оркестра, вызвал большой интерес слушателей. Традиция - исполнять музыку современников – была заложена основателем Смоленского камерного оркестра Давидом Русишвили. Многие композиторы России и Смоленщины благодарны оркестру за успешные премьеры их произведений. Не первый раз смоляне имели возможность слушать сочинения Ширвани Чалаева. Именитый композитор уже приезжал в Смоленск - здесь его любят и ждут. Творческую биографию Ш.Р.Чалаева представил председатель Смоленского отделения Союза композиторов России Николай Писаренко. В 1964 году выпускник Махачкалинского музыкального училища с отличием окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции. Дмитрий Шостакович отметил незаурядное дарование молодого композитора и рекомендовал его в аспирантуру, которую Ш.Чалаев успешно окончил (класс профессора В.Г.Фере). Потом были оперы «Горцы», «Джунгли» и «Король Лир», поставленные на сценах Ленинграда и Махачкалы и Государственного детского музыкального театра Н.И. Сац в Москве. Перу лауреата международных и всесоюзных конкурсов, Международной премии имени К.М. фон Вебера принадлежат девять опер, три симфонии, 25 концертов для солирующих инструментов и оркестра, партитура гимна Республики Дагестан, песни для солистов и хора, камерные сочинения, музыка к нескольким фильмам. Сейчас композитор живёт и работает в Москве. Слушатели по достоинству оценили творческий вклад в подготовку программы музыкантов и дирижёра Смоленского камерного оркестра Михаила Переплеснина и его солистки Елена Гарибова и Ольга Землякова. Они сумели передать суть музыки Ширвани Чалаева: музыкальное выражение отчаяния, боли, страдания, надежды, просветления, радости и счастья переплетено и цельно. Музыка несет мудрость понимания смысла жизни, темных и светлых ее сторон. Она устремлена к “всечеловеческому духовному горизонту”. Образно говоря: только со своей родной горы человек может увидеть далекие чужие горы. Зал был заворожен небывалым колоритом темпераментного авторского исполнения Ширвани Чалаева лакских песен. Композитор не только пел на родном языке в сопровождении оркестра, но и мастерски расставил ритмические акценты песен, собственноручно исполнив партию ударных в аутентичной национальной манере. Кстати, фольклор Дагестана основан на национальных традициях 30 народностей, проживающих в республике, включая лакцев. В выступлении Ширвани Чалаева присутствовали такт, вкус, достоинство, артистическая выразительность. Композитор тепло приветствовал слушателей и оркестр, шутя заметив, что ему уже почти 76 лет, но он в добром здравии и ещё лет 25 надеется «протянуть». Завершил вечер вокальный дуэт: Николай Писаренко и Ширвани Чалаев проникновенно исполнили романсы на стихи С. Есенина, причем за роялем был сам автор. После концерта маэстро рассказал, что сейчас работает над большим произведением о двенадцати апостолах и Иисусе Христе, основанной на замечательной книге Елены Увайт «Желание веков». - Меня привлекает образ Христа, уже родилась мелодия, которую он будет петь. Если Творец даст возможность завершить эту большую многолетнюю работу, буду счастлив. Я уже сочинял для Свято-Успенского собора молитвы, духовные песнопения на стихи Державина, Лермонтова. Мне нравится, как писали о нашем народе Лермонтов и Толстой. Когда написал оперу «Хаджи-Мурат», директор музея Толстого, Виталий Борисович Ремизов сказал, что моя музыка-плач «Смерть Хаджи-Мурата» трогает его даже больше, чем описание его смерти самим Толстым. Но, наверное, нельзя так говорить, эти литературные и музыкальные образы просто нельзя разделять. В Москве у меня идёт опера «Кровавая свадьба», скоро будет возобновлена опера «Маугли». В Краснодаре будет поставлена опера «Казаки».