Новости культуры российских регионов
15 июня 2011
Северо-Запад

Фестиваль закончился многоточием

В седьмой раз в республике прошел музыкальный фестиваль «Белые ночи Карелии», ежегодно вырастающий в высшую точку концертного сезона.
Завсегдатаи фестиваля уже привыкли к тому, что он богат выдающимися исполнительскими именами, богат и разнообразен по содержанию, и каждый раз открывает слушателям новые музыкальные горизонты, даря радость открытий. Неожиданно ошеломляющим оказалось начало. Впервые мы получили возможность познакомиться с музыкой Эллады. Нам привезли ее посланцы далекой и почти незнакомой нам республики Кипр. Центральной фигурой вечера стал кипрский композитор Алкиноос Иоаннидис. Это разносторонне одаренный в разных художественных ипостасях человек, напомнивший своей исполнительской манерой тех античных аэдов (народных певцов-сказителей), которые были и творцами, и исполнителями, и носителями художественных ценностей. В нашем концерте Алкиноос участвовал в исполнении собственных произведений как певец, чтец и инструменталист, владеющий искусством игры на лютне, гитаре, диковинном древнем инструменте – контрабасовой флейте и – ударных. Его манера произнесения поэтического текста завораживает, а пение обладает магией особой выразительности. Это не привычная вокализация, хотя его голос обладает теноровым диапазоном, а нечто, рождающееся из глубин души народа, посланцем которого он стал для нас. В первом отделении прозвучала оригинальная по замыслу композиция для симфонического оркестра, хора, тенора, лиры, гитары и кипрских народных ударных инструментов под названием «Афир» («Музыка Древнего Сна»). В формировавшемся тысячелетиями искусстве Древней Греции огромное место принадлежит образу Смерти, которая приходит не только к глубоким старцам. Она не знает возрастных ограничений и в назначенный час появляется перед каждым смертным. Текст для композиции автор сформировал из надгробных эпитафий, использовав также отрывки из хорового «Пародоса» трагедии Софокла «Царь Эдип». По словам автора, в сочинении «все сосуществует в вечных образах, которые проплывают через века, как душа, которая уходит и вспоминает свой прежний опыт». В исполнении принял участие замечательный камерный хор из Санкт-Петербурга LEGE ARTIS («По закону искусства»). Созданный и руководимый Борисом Абальяном. Общее впечатление усилилось исполнением четырех песен Алкинооса Иоаннидиса. Это было настолько впечатляюще, что слушатели долго не отпускали автора со сцены. Чем же так покорила слушателей музыка Иоаннидиса? Она чрезвычайно талантлива, и одним из бесценных ее качеств является острое ощущение в ней этнической природы. В окружающем нас современном музыкальном мире это встречается сравнительно нечасто. Очень интересную программу предложили слушателям участники инструментального трио во главе с Дорой Шварцберг. Эта замечательная скрипачка, живущая в Австрии уже много лет Дора Шварцберг украшает не только наш фестиваль, выступая и как солистка (в камерном репертуаре и с оркестром), и как прекрасный ансамблист. Благодаря ей мы познакомились с талантливым аргентинским виолончелистом и композитором Хорхе Боссо, посвятившим петрозаводскому фестивалю уже не одно произведение. В Петрозаводске верным партнером скрипачки неизменно становится заслуженная артистка Карелии пианистка Людмила Пищик. Музыканты живут в разных концах планеты, «сходятся» только в концертных ситуациях, но всегда демонстрируют высокое мастерство. Их концертные программы как правило познавательны, эвристичны, привлекают нестандартностью. Тронутая горячими аплодисментами зала, Дора Шварцберг сказала, что благодаря такому приему слушателей они позволяют себе играть не только широко известную классику, но и то, что интересно самим исполнителям. А это возможно не в каждой аудитории. В исполнении трио прозвучали сочинения А. Шнитке, Д. Шостаковича и И. Брамса – три очень разных творения гениальных художников, разбросанных во времени на столетие. Но воспринимались они как единое целое, соединяясь в своеобразный макроцикл. Также Дора Шварцберг и Людмила Пищик впервые в нашем городе исполнили Сонату для скрипки и фортепиано Леоша Яначека. Соната принадлежит к числу ярчайших творений в этом жанре, она сложна и образно, и исполнительски. Участники ансамбля трактуются как равные партнеры. На протяжении всего произведения они ведут сложнейшее музыкальное действие, то высказываясь в монологах, то соединяясь в контрапункте, то соглашаясь. Вторую часть сонаты композитор назвал Балладой, оставив другие части без заголовков. Однако эпичность присуща всей сонате. Всю многогранность драматического развития музыканты раскрыли блестяще. По сложившейся традиции один из вечеров фестиваля был отдан джазовой музыке. В «Фортепианной джазовой дуэли» сошлись два феноменальных в своей исполнительской манере пианиста, два россиянина, хотя один из них – Валерий Гроховский давно обосновался в США. Второй – остающийся в России Даниил Крамер. Для поклонников жанра, да и не только для них, этот вечер останется как настоящий пир души. Кардинально разнящиеся внешне по своим манерам – эпически неспешный, спокойно сидящий за инструментом Гроховский и весь в непрестанном импульсивном движении Крамер буквально с какого-то таинственного флюида понимая друг друга, доставляли слушателям неизъяснимое наслаждение. Каждый из них «высказался» и в сольном амплуа, и в ансамбле, продемонстрировав в конце программы практически циркового характера трюки с подменой друг друга «без швов» за одним инструментом. Это надо было видеть и слышать. Завершил 8 июня программу фестиваля, начавшегося 13 мая, концерт под названием «Андреевский оркестр и его солисты». Во главе оркестра стоит замечательный дирижер, музыкант высочайшего класса народный артист России Дмитрий Хохлов, бережно сохраняющий традиции, заложенные основоположником. Такой коллектив и не имеет права отказаться от традиций, ведь на него равнялись и равняются все появившиеся позднее подобные оркестры. Вот почему в его репертуаре постоянно живут произведения оркестровой классики, опирающиеся на фольклорный фундамент. Но художественный руководитель чутко прислушивается и к современной музыке, выбирая из нее то, что отвечает возможностям и колористическим особенностям звучания оркестра. К примеру, совершенно замечательным финалом, неизвестным и неожиданным, стало исполнение на бис увертюры к опере Микиса Теодоракиса (автора знаменитого греческого танца «Сиртаки») «Квартал ангелов». Оркестр обладает когортой талантливых солистов, украсивших своей тонкой музыкальностью исполнение каждого, даже хорошо знакомого произведения. Но главное, чем абсолютно покоряет коллектив, – та красота настоящего искусства, которую несет своим слушателям оркестр. А это не может не покорить в равной мере демократическую аудиторию, и профессионалов-гурманов. Фестиваль закончился многоточием, поскольку в ноябре нас ожидает еще одна чрезвычайно интересная программа, авторство которой принадлежит выдающемуся маэстро современности Саулюсу Сондецкису, многократно украшавшему фестиваль. Финансовые проблемы не позволили состояться этому концерту сейчас. Будем надеяться, что осуществится не только он, что при всех сложностях, которые выпадают на долю организатора и художественного руководителя фестиваля Виктора Горина, фестиваль будет жить. Своим явлением в музыкальную жизнь республики он не просто украсил ее, но и поднял на новый художественный уровень. Большинство концертов фестиваля прошло в только что отстроенном концертном зале Петрозаводской консерватории. Его торжественное открытие еще впереди, но радость по поводу его появления невозможно переоценить, ведь до сих пор в столице республики не было достойного концертного помещения. И вот свершилось. Музыканты счастливы: он не только удобен, комфортен для слушателей, его главное достоинство – отличная акустика.