В этом году можно отметить оригинальный юбилей - 250-летие популярности русских романсов. Хотя люди поют романсы уже несколько веков. Корни романса уходят в Испанию XIV века, так назывались песни о любви, звучавшие на языках романской группы. А позже этот жанр прижился и расцвел у нас в России.
В эмоционально-открытой, истинно русской певческой манере лауреата первой премии Всероссийского фестиваля «Тенора России» Анатолия Смирнова есть что-то глубинное и подлинное. Он создает особый тип вокальной образности – яркий, живой, развивающийся. Особенно это ощутимо в его исполнении романсов А.Шишкина на стихи М.Лермонтова «Нет, не тебя я пылко я люблю», Л.Малашкина на слова Г.Лишина «О, если б мог выразить в звуке», М.Балакирева на стихи А.Кольцова «Обойми, поцелуй». Анатолий Смирнов - обладатель Приза имени С.Я. Лемешева - наделён лирико-драматическим тенором полного диапазона. Когда в 2001 году на гала-концерте лауреатов Всероссийского фестиваля «Тенора России» побывал выдающийся певец Павел Лисициан, то его напутствие Анатолию было лаконичным: «Молодой человек, у вас настоящий голос, ни в коем случае не бросайте занятий вокалом!».
Анатолий Смирнов блестяще представил сценически сложный романс А.Н.Верстовского на стихи А.С.Пушкина «Чёрная шаль». Мощь и выразительность вокала были особо ощутимы в так называемых «цыганских» романсах. Скрипка в руках Вячеслава Кухалева буквально «спела» «Романсы» Р.Глиэра и Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель», «Цыганские напевы» П. Сарасате. В «Цыганских напевах» испанский композитор Сарасате заложил возможность для импровизации, которую в полной мере передал скрипач-виртуоз.