Новости культуры российских регионов
15 февраля 2011
Центр

От Шумана до Лигети

В Переделкино завершился международный фестиваль фортепианного искусства Марии Гамбарян
Устраивается он в пятый раз, и заданная в этом году главная тема – «Романтизм Шумана и Листа» не мешала участникам разных возрастов представлять любые иные работы от Баха до Лигети. Никаких штампов, обязательств и ограничений! Ценность фестиваля в атмосфере полной свободы, общения с музыкой и друг другом и огромного желания много заниматься. Каждый ученик имел право на 5 открытых уроков, обогащался опытом другого и радовался его успехам. Вечером -- концерты педагогов и студентов, утром и днем - мастер-классы и лекции о том, как не волноваться на сцене, следить за руками и играть так, чтобы было легко, удобно и звук был лучше. По словам преподавателя из Санкт-Петербурга Галины Минскер, тема профзаболеваний рук очень актуальна: ими страдает сегодня около 80 процентов музыкантов. Но поскольку боль уже крайняя точка недуга, далеко не все о себе это знают. Событием фестиваля стал приезд доктора искусствоведения из Болгарии, блестящего пианиста-виртуоза Атанаса Куртева и профессора Амстердамской консерватории Виллема Бронса. Выдающийся голландский музыкант сопровождал свои выступления интереснейшим рассказом о любимых композиторах и сочинениях, выбранных для исполнения. «Удивительно, что наша публика воспринимает бронсовскую манеру чувствовать музыку и претворять ее на рояле близкой к русской, - говорит Денис Бурштейн. – Ведь он к нашей фортепианной школе никакого отношения не имеет. Но многие мои коллеги поразились, что на Западе еще есть люди, столь искренне и с такой высокой интеллектуальной страстью играющие Франка или 111-й опус Бетховена. Для подавляющего большинства из нас подобное звучание было чем-то очень родным, тем, по чему мы очень соскучились». Все фестивальные встречи проходили на большом подъеме. Идея Марии Степановны Гамбарян – избежать конкуренции, разделения на победителей и проигравших – вновь подтвердила свою жизнеспособность. Людей, которых привлекают не только премии и дипломы, а бескорыстный интерес к музыке, педагогике и фортепианному искусству, и в России, и за рубежом по-прежнему немало.