Новости культуры российских регионов
7 февраля 2011
Центр

Сократил дистанцию

Художественная галерея "Нефта" очеловечила божественное, предложив зрителю персональную выставку калининградского художника Василия Васина.
Экспонаты, составившие экспозицию под названием "Библейские мотивы", грамотнее всего назвать "объектами". Это довольно габаритные произведения, выполненные с использованием нескольких техник в рамках одной работы. Произведения эффектные (чем всегда отличается "Нефта"), но главное их достоинство – не броская и оригинальная внешность. Необычные вещи "собранны" и состоятельны внутренне: сюжетно раскрывая деликатную библейскую тему, художник настолько внятно и концентрировано проявляет свое к ней отношение, что в сумме получается самое дорогое в искусстве: и классическое, скажем так, повествование, и лирические, если следовать выбранной стилистике, комментарии к нему. Канонические сюжеты ("Тайная вечеря" и т.п.), поданные под фирменным углом зрения (творческий почерк называется) – толкование общеизвестного знания на новый лад. Не концептуально, разумеется – эмоционально, чувственно. Богатые возможности синтетического искусства способствуют легкому "усвоению" материала зрителем: тут и гладкое дерево к месту (чаще всего – в виде доски, как основа), и замысловатая мозаика, и чеканка, и, конечно, живопись. А иной раз возникает четкое ощущение, что выставочные работы замышлялись как цветные полнометражные витражи, но – нет, у Васина все серьезнее, мощнее. Над витражами, какими бы изобретательными они не были, думать вряд ли станешь, а при встрече с творчеством калининградца мыслительный процесс начинается безотчетно, сам по себе. Выставка, размещенная в воронежской галерее, уже объехала практически всю Россию. Это не церковное искусство – скорее, околоцерковное. Художник адаптирует тему к обычному человеку, рядовому зрителю. Работы показывают будто бы реальных людей и в то же время – пребывающих в обстоятельствах, описанных библейским сюжетом. "Человечной" делает выставку и выбор формы работ – они существуют на манер скульптур. Потому как – без рам и прочих ограничительных "ограждений". В пространство – на все четыре стороны – устремлены контуры, неровные края объектов. Получается, что фигуры, участники пересказываемых историй, дышат тем же воздухом, что и зритель. И так же, как он – в силу незакрытости рамами – беззащитны. Пропадает ощущение дистанции, которую обычно чувствуешь при общении с образцами догматического церковного искусства…