Новости культуры российских регионов
6 декабря 2010
Центр

Горькая участь Максима Горького

О наследии писателя
Наверное, многие читатели еще помнят ТВ сериал с многообещающим названием «Имя Россиян. Он получил широковещательную рекламу. Непосредственными участниками его были двенадцать видных представителей художественной интеллигенции и политики. Перед ними стояла задача: из кандидатур, предлагаемых ими и телезрителями, отобрать одну, которая в наибольшей степени соответствовала бы идеалу общественного деятеля России. Естественно, в высказываниях каждого из участников дискуссии, а также в откликах телезрителей был неизбежен элемент субъективности. Иной раз краеведческие или другие пристрастия мешали объективности выбора. Так, непомерно восхваляя Екатерину Вторую как идеал общественного деятеля, представитель Ставрополья забыл о ее жестокой расправе над великим просветителем Новиковым, которого по личному приказу императрицы сгноили в тюрьме... Мне кажется, и в некоторых других случаях роль претендентов на первенство явно преувеличивалась. И, напротив, ускользнули из поля зрения участников и зрителей две фигуры, с моей точки зрения, в наибольшей мере составляющие предмет нашей национальной гордости. Это великий просветитель Ломоносов, пришедший из ломорья с рыбным обозом в Москву, где станет выдающимся ученым с мировым именем. (Пушкин сказал о нем, что он не только основал первый в России Московский университет, но и сам стал университетом). И вторая фигура, также совершившая творческий взлет, преодолев невиданные трудности бытия, - это Максим Горький. Из первоначального проекта он так и не добрался до телевизионного экрана. Поговорить о нем возникает острая необходимость. Не буду повторять азбучных истин. Сошлюсь на мировое общественное мнение. Прижизненная мировая слава Горького, родившаяся еще на рубеже веков, была воистину безмерна. В 1928-м, в годовщину его 60-летия, крупнейшие писатели мира послали юбиляру коллективный приветственный «Альбом-адрес». Его подписали Ромен Ролан и Бернард Шоу, Аднольд Цвейг и Томас Манн, Леон Фейхтвангер и Джон Голсуорси, Кнут Гамсон и Генрих Манн, Стефан Цвейг и Эптон Синклер... Мы никогда не узнаем, кому принадлежала инициатива этого единственного в мировой культуре прецедента. Напомним современному читателю, что в ту пору никто еще и не мечтал об Интернете. Инициаторам этого начинания предстояло приложить огромные усилия, чтобы объединить под одной обложкой десятки имен писателей разных стран и материков, иные из которых ни разу не видели друг друга. Такова была воистину магнетическая притягательность личности Горького и его книг. Невиданная горьковская слава рождалась еще в конце XIX века. Горькому «стукнуло» всего тридцать лет, когда вышел его двухтомник. А вскоре на весь мир прогремела пьеса «На дне». Обладавший от природы воистину кибернетической памятью, М.Гоький стал образовайнейшим человеком планеты, поражавшим своими знаниями специалистов самых разных областей культуры и науки. Парадокс горьковской судьбы состоял однако в том. что М.Горький, первый раз после долгого отсутствия вступивший на землю Советской России, не мог представить, какой конец ожидает его после многих попыток найти контакт с властью. Теперь уже неоспоримо доказано, что великий писатель, гак и не написавший книгу о Сталине, был умерщвлен по приказу вождя во время болезни 18 июня 1936 года. «Уход» Горького был организован столь виртуозно, что многие до сих пор верят в официальную версию кончины писателя от болезни. Увы, в годы так называемой перестройки на волне всесокрушающих концепций отечественной истории имя Горького было принято предавать забвению. Хуже того, жертву сталинского произвола начали выдавать за верного слугу созданного вождем режима! Не стану называть имен видных писателей, которые в перестроечную пору фактически перечеркивали имя Горького или, в лучшем случае, отводили ему место где-то в арьергарде культурного процесса. В 1993 году приближалось 123-летие со дня рождения М.Горького. К этому времени мне удалось опубликовать о нем несколько статей и на родине писателя в Н.Новгороде книгу «Огонь и пепел костра». Счел своим внутренним долгом напомнить массовому читателю о Горьком в связи с предстоящим в марте юбилеем. В это время Союз писателей возглавил Е.Евтушенко. Он одобрительно отнесся к предложению своего сотрудника по поводу предстоящего в марте юбилея. Еще одно имя необходимо упомянуть. Это один из блестящей плеяды известинцев девяностых Альберт Плутник. Ему попал обширный текст моей статьи, и он немало сделал, чтобы довести ее «до кондиции». Большая статья с портретом Горького появилась 13 марта, за две недели до юбилея. «Известия» в ту пору были самой авторитетной газетой, и другие газетные издания сразу решили: эта статья появилась по команде «сверху». И следом за «Известиями» опубликовали статьи о Горьком еще несколько газет... В связи с недавнем юбилеем Горького в 2008 году оригинальную позицию заняло Министерство культуры. Обращение писательской общественности столицы к министру было им не просто проигнорировано. А ведь в обращении содержался примерный список членов юбилейного оргкомитета, в которой, помимо отечественных горьковедов, были включены и представители иностранной литературоведческой мысли, такие, как известный в нашей стране Рене Герра. Вероятно, министр Соколов был занят более важными делами, связанными с консерваторией, где он продолжал возглавлять одну из кафедр. «Отбиваться» от назойливых поклонников литературы приходилось его заместителю. Короче, юбилей был провален с треском. Наверное горьковский юбилей - не единственная отрицательная величина в послужном списке Соколова. В официальном рейтинге, оценивающем исполнение министрами служебных обязанностей, Соколов занял последнее место с заслуженной «двойкой». А ведь по поводу горьковского юбилея общественность вынашивала некоторые амбициозные проекты. Например - торжественный вечер в Колонном зале Дома Союзов, где в 1934 году проходил Первый всесоюзный съезд писателей. И многое другое... Параллельно этим событиям развивался еще один негативный сюжет. В связи с реконструкцией площади у Белорусского вокзала, куда приехал Горький из Италии в 1928-м году, был демонтирован памятник великому писателю. Его отвезли в парк Музеон и бросили у ограды в траву. Только выступление «Литературной газеты» с упоминанием предстоящей международной конференции горьковедов в марте 2009 года вынудило строителей во избежанием международного скандала придать памятнику должную вертикаль. Горьковский опыт борьбы за качество художественной литературы, как это ни странно, в наши дни порой подвергается сомнению. Известна резкая критика М.Горьким автора «Брусков» Ф.Панферова за вопиющие языковые погрешности. Увы, сейчас делаются попытки не только умалить роль Горького в борьбе за чистоту языка художественных произведений, но и обелить очевидные недостатки произведений Ф.Панферова. Этим грешит статья дочери писателя Веки Панферовой с довольно странным названием «Дуэль основоположников)) («ЛГ», 25-31 окт., 2006. № 44). Автор пытается оправдать ту языковую безвкусицу, которой Ф.Панферов отдал «щедрую дань» в своих «Брусках», за что был подвергнут вполне справедливой критике со стороны М.Горького. Увы, Панферов не сделал должных выводов. В изобилии встречаются языковые погрешности в романе «Волга - матушка река» (1933 г). Возмущенный языковой безвкусицей этого творения я, свежеиспеченный выпускник Горьковского университета, послал едкую заметку в «Литературную газету». Заметку не напечатали, но позицию поддержали. Один пример. В романе читатель спотыкается о фразу «кучилась непроглядная тьма». Автор не замечает явного алогизма. Если тьма «кучилась», то она не могла быть однородно непроницаемой. И т.д.. В дни юбилея 2008 года ТВ ограничилось тем, что показало вовсе не образцовый фильм «Макар Чудра» - да и то в утренние часы (для пенсионеров!). Из собственного горького опыта. Для того, чтобы найти издателя книги «Горький без грима. Тайна смерти», мне пришлось обить пороги двенадцати издательств. Тринадцатым стало в 1996 году «Аграф». Оказалось, риск оправдал себя. Из Америки поступил заказ, и «Аграф» с готовностью выпустил второе издание. По свидетельству выдающегося филолога профессора Принстонского университета Л.Флейшмана «Горький без грима.» имеется в библиотеках всех университетов США. Важно, однако, и другое, а именно ориентация зарубежной прессы на массовое сознание. Стоило газете «Труд» опубликовать фрагмент моей книги о «случайном» совпадении кончины писателя и солнечного затмения, как фрагмент тотчас был перепечатан газетой «Русская Америка». Хотя бы попутно стоит заметить, что предпринимаются совершенно безосновательные попытки причины смерти Горького искать только в болезни и отстаивать концепцию «естественной смерти» писателя (как это безапелляционно делает В.Петелин в книге о Горьком). Из иностранных держав по отношению к М.Горькому всех превзошел великий Китай. Уже в 1998 году «Горький без грима. Тайна смерти» был полностью переведен на китайский язык. А в качестве приложения к книги был опубликован список моих газетных и журнальных публикаций, числом 119, начиная с 1954 года! Такой скрупулезности нельзя не поразиться! Но это лишь крошечный показатель того гигантского прорыва, который совершил Китай в своем развитии во всех областях общественной жизни от промышленности до спорта. И напрасно было бы искать причины такого прорыва, ограничиваясь внутренними рамками художественной культуры. Ключ к китайскому чуду -один. Он в решительном искоренении коррупции. На стадионе публично были подвергнуты расстрелу несколько десятков коррупционеров. Естественно, никому не захотелось повторить их горький опыт. У нас же, похоже, громкие разговоры о необходимости борьбы с коррупцией заменяют конкретные меры по ее искоренению. Кто и когда из официальных лиц был у нас осужден за коррупцию? Увы, таких прецедентов нет. А судебная система, призванная по определению искоренять коррупцию, сама пронизана ею. И наконец, об издании произведений М.Горького. В 1976 году ИМЛИ завершил выпуск художественных произведений писателя в двадцати пяти томах. По логике вещей следовало ожидать выхода серии публицистики, но к тому времени академическое горьковедение не было готово к воспроизведению взрывной книги «Несвоевременные мысли», где М.Горький полемизировал с большевиками. И руководство ИМЛИ решило вместо публицистики начать эпистолярную серию в 24-х томах. К 2007 году вышло 13 томов писем (кончая 1921 годом). Нетрудно сообразить на сколько лет откладывается серия публицистики. Необходимый сдвиг в изучении и популяризации творчества Горького может произойти только в том случае, если все мы поймем: М.Горький - не просто великий писатель. Он - неповторимо-уникальное выражение российского национального самосознания на рубеже двух столетий. И без учета его творческого опыта эта картина не будет полной.