Новости культуры российских регионов
5 ноября 2010
Центр

Солисты «Смоленской осени»

В концертном зале имени М.И. Глинки на фестивале «Смоленская осень» выступили лауреаты международных и всероссийских конкурсов из Праги и Москвы.
В октябре с огромным успехом прошла еще одна фестивальная программа с участием столичных гостей - «С любовью к России», представленная Смоленским русским народным оркестром имени В.П. Дубровского. Художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный деятель искусств РФ Виктор Акулович. Дирижер - заслуженный работник культуры РФ Евгений Лыткин. Директор филармонии Валентина Елисеенкова рассказала о новом концертном сезоне, открывшимся фестивалем «Смоленская осень». В планах филармонии - множество ярких концертов, творческих встреч, юбилейных бенефисов, фестивалей с участием известных коллективов и исполнителей. Концертные афиши филармонии будут привлекать не только известными, но и новыми именами. Почетные грамоты и благодарственные письма Министерства культуры России были вручены артистке-вокалистке фольклорного ансамбля солистов «Таусень» Елене Назаровой, артистке-инструменталистке Смоленского русского народного оркестра им. В.П. Дубровского Людмиле Залесской, артистке-инструменталистке Смоленского камерного оркестра Елене Кустовой, заместителю директора по концертной работе Светлане Ульяновой, заместителю главного бухгалтера Любови Седовой и администратору Галине Ковалевой. Программа «Мелодии любви» состояла из романсов, арий из опер и оперетт, дуэтов, неаполитанских песен. Ирина Боссини (меццо-сопрано) - Пражский государственный театр оперы и балета - покорила публику вокалом в композиции «Память» из мюзикла «Кошки» Э.Ллойд Уэббера и в ариях из оперы «Кармен» Ж.Бизе и из оперетты «Королева чардаша» И. Кальмана. Растрогал зал вдохновенным исполнением арии Тонио из оперы «Дочь полка» Г.Доницетти солист ГАБТа Оганес Георгиян(тенор) А Мария Масхулия покорила публику «Колыбельной» Клары из оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс». Легкость вокала и обаяние молодости 22-летнего Михаила Гущенко, обладателя гран-при престижного конкурса Центра оперного пения под управлением Г.Вишневской, поразили слушателей в песне Э.Каннио «Влюбленный солдат» и в «Серенаде Дон-Жуана» П.Чайковского. Екатерина Нешева (сопрано), солистка Московской государственной академической филармонии, также впечатлила смоленскую публику артистичностью и красотой голоса, испонив романс «Соловей» А.Алябьева и куплеты Олимпии из оперы «Сказки Гоффмана» Ж.Оффенбаха. А концертмейстера лауреата международных конкурсов Михаила Егиазарьяна (фортепиано) смоляне назвали человеком-оркестром. Вела концерт Марианна Галанина. В следующем концерте «С любовью к России» вместе со Смоленским русским народным оркестром имени В.П. Дубровского также принимали участие солисты из Москвы и Санкт-Петрбурга. ГАБТа России, Елена Андреенкова, Максим Макеенков Константин Шаханов (гусли звончатые, жалейка, ложки), Санкт-Петербург. Вела концерт мастер художественного слова Полина Чуйко. В первом отделении, посвященном 100-летию со дня рождения лауреата Государственной премии СССР, композитора Николая Будашкина, вдохновенно прозвучала его знаменитая «Русская фантазия». Сольные партии виртуозно исполнили солисты СРНО Максим Макеенков (балалайка) и Елена Андреенкова (домра). Слушатели были очарованы сильным тенором аслуженного артиста РФ, солиста Большого театра Романа Муравицкого, его эмоциональной открытостью в старинных романсах и русских народных песнях. Во втором отделении смоляне познакомились с творчеством известного петербургского музыканта Константина Шаханова. Он – композитор и артист-виртуоз, владеющий такими народными инструментами, как гусли звончатые, владимирский рожок, жалейка, ложки, свирель. Сочинения Константина Шаханова звучат по всей России. Кстати, В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» поясняет слово «гуслист» как артист-творец. Гуслист Шаханов порадовал слушателей исполнением концерта № 2 для гуслей звончатых, наигрыша для жалейки на тему русской народной песни «А я по лугу», концертной пьесы для ложек с оркестром, а также сюитой «Кельтские танцы». За дирижерским пультом сменяли друг друга Виктор Акулович и Евгений Лыткин. Вот как Виктор Акулович объяснил появление в нашем городе гусляра: «Приезд в Смоленск Константина Шаханова не случаен. Я дружу с ним 20 лет, играл премьеры всех сочинений, написанных для гуслей звончатых. Это – действительно уникальный инструмент». Константин Шаханов рассказал о своем уникальном инструменте, который создал петербургский мастер Александр Теплов: «История гуслей очень интересна. К началу XX века на концертной эстраде существовали три вида гуслей: звончатые, щипковые, клавишные… Я не сразу научился играть на таком редком инструменте. Я родился в Архангельске, в юности занимался рок-музыкой. Поскольку владел бас-гитарой, был приглашен в коллектив филармонии, где работал мой будущий учитель Дмитрий Трифонов, известный гуслист. На гастролях жил с ним в одном номере, иногда брал гусли и начинал заниматься. Так научился играть на инструменте, потом закончил музыкальное училище, Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру. Идея Кельтской сюиты родилась благодаря моей жене, она балетмейстер по профессии, увлекалась ирландскими танцами. Они меня тоже заинтересовали. Это древний и мощный пласт культуры.