Новости культуры российских регионов
25 апреля 2010
Центр

Думы о будущем под шатрами

Свободомыслие, раскованность и смелый острый диалог – главные приметы Международного Московского Открытого книжного фестиваля, который в четвертый раз прошел в ЦДХ на Крымском валу.
Устроители хотели, чтобы их мультикультурный проект не стал набором презентаций, а заставил каждого участника подумать и поразмышлять о том, что происходит с миром и со всеми нами. Центральная тема – будущее, которое совсем недавно казалось понятным, а теперь выглядит крайне неопределенным. Разговоры о нем велись в традиционных шатрах, не прерываясь даже, если сильный ветер их грозно раскачивал и начинался проливной дождь. Что ждет большие города, что будет с экономикой, семьей, интернетом, индустрией развлечений? Почему человечество не желает замечать, как с лица земли исчезают целые народы, а в языке индейцев нет грамматической формы будущего времени? В чем причина того, что так называемое либеральное общество не менее тоталитарно по отношению к своим гражданам, чем все другие. Захар Прилепин и Максим Соколов дискутировали о перспективах левой идеи, а Дмитрий Быков сделал доклад о литературе 2067, когда ему стукнет 100 лет, исчезнут бумажные носители, и вряд ли кто вспомнит и его, и Достоевского… Сергей Соловьев, Константин Эрнст, Георгий Сатаров, Леонид Юзефович, Людмила Петрушевская, Лев Рубинштейн, Александр Гордон, Михаил Эпштейн, Леонид Парфенов… Выбрать было из чего. В «Коктебель» не протолкнуться – там Виктор Шендерович читает «Балладу об авокадо» и рассуждает, что изменилось за 15 лет и куда движется история. Но и в «Керчи» в это время жутко интересно: Лев Данилкин излагает свой взгляд на современный литературный процесс. Критики, по его мнению, отражают его совершенно по-разному. «Чупрининская» картина «псевдо объективна», в глазах Андрея Немзера, сегодняшняя литература выглядит скорее как плохая, нежели хорошая, потому что не соответствует высоким классическим канонам. У Виктора Топорова ее лицом является протестная молодежь с питерским акцентом. Сам же Данилкин оценивает литературу по способности генерировать большие национальные романы. Изобилия жанров сейчас не наблюдается. Очень не хватает производственного романа – многие бы, наверное, с удовольствием прочли о том, что происходит на калининградском заводе, собирающем BMW. Это абсолютно пустое пространство. Гламурная или офисная проза возникла, так как появились новые классы, легитимизирующие себя через печатное слово, и Оксана Робски для Данилкина – любопытное зрелище. Но не дай бог нашу литературу накроет «всеобщий Глуховский»! Хотя самым опасным для нее Данилкин называет нарастающую интерактивность, когда не просто потребляешь информацию, а становишься ее создателем, как это происходит, например, в «Википедии». Хороший текст –продукт закрытый и изотерический. Это дело одиночек. А коллективность, при которой авторы будут выкладывать свои сочинения для общего сотрудничества, может привести к исчезновению настоящей произведений. В «Гурзуфе» раздает автографы, радуясь, что на встречу с ним пришло так много народа Андрей Геласимов: до получения «Нацбеста» такое случалось с ним разве что за границей, хотя там вход на подобные мероприятия стоит около 7 евро. По его мнению, Россия сейчас напоминает Францию времен Людовика XIV, при котором искусство превратилось в абсолютную вымороченность. Говорит, в Европе национальная литература продается лучше иностранной, у нас бывает наоборот. Тем более любопытно послушать европейских писателей, впервые представленных на фестивале столь широко. Организаторы сочли: зачем звать звезд – их надо читать. Лучше познакомиться с теми, кто пока по прихотям книжного бизнеса нам неизвестен и, вызвав к ним интерес, тем самым изменить ситуацию. Наибольшее внимание привлек к себе приехавший из Германии Илья Троянов с недавно переведенным на русский романом «Собиратель миров». Он родился в Болгарии, рос в Кении и, как и герой его книги – британский дипломат, много путешествовал. Герман Садулаев увидел в романе трагическую историю о том, как чужая культура разрушает личность: британец, попав в Индию, не стал индусом, и перестал быть англичанином. Диалог Германа и Ильи об отношениях «своих» и «чужих», о проникновении и смешении культур был очень непростым. Каждый остался при своем мнении, но Илья Троянов убежден, что сближение культур болезненно и порождает много конфликтов. Но правда в том, что альтернативы ему нет. И наше продвижение друг к другу благословенно свыше. Самая многочисленная группа из СНГ -- украинская. Их молодые поэты уверены, что наша сила в сумме нашей разности. А издатели из Белоруссии рассказали, что белорусская поэзия и проза сконцентрирована на интеллектуальных вещах и все больше ориентируется на Запад: успешные авторы у них, как правило, уезжают туда. Женские романы, фантастика, детективы в Белоруссии не популярны. Фестиваль включал около 300 очень нескучных мероприятий, 20 спецпроектов и как никогда был разнообразен своим составом. В нем приняли участие более 50 гостей из 22 стран, а 27 посольств стали его партнерами, профинансировав приезд своих делегаций в Москву. «Открытый фестиваль поддерживают Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и столичное правительство. Эта абсолютно некоммерческая бесплатная для ее участников акция обходится примерно в 5 млн. рублей. Наоборот мы платим музыкантам и песенным группам, - говорит директор ММКОФ Василий Бычков. -- В этом году бюджет несколько урезали, но, экономя на всем, на чем только можно, мы осуществили все задуманные программы». Билет на фестиваль стоил 150 руб., для студентов и пенсионеров – 70 руб. – небольшая сумма, учитывая, что помимо встреч с ведущими литераторами, режиссерами, философами здесь показывали редкие фильмы, ежедневно разыгрывался мини-спектакль про Москву будущего, и шли яркие концерты. Отвечающий за музыку Артемий Троицкий придумал заводную, полную авантюризма и парадоксальности программу и пригласил уникальных исполнителей, как например, дуэт из Шотландии PUMAJAW, продемонстрировавший колдовской голос и мелодии необыкновенной космической красоты. В холле ЦДХ работал магазин, подтверждавший, как благотворно влияет на продажи живое общение с авторами. «В первый же день смели всего Прилепина, активно брали Быкова и Геласимова, -- сказала менеджер Московского Дома книги Ирина Корытова. – После презентации и показа в кинозале фильма «После репетиции» моментально продался «Пятый акт» Бергмана. А среди тех, кто здесь не выступал, лидируют Борис Акунин, Дина Рубина, Сергей Лукьяненко и Питер Мейл, выпущенный «Амфорой Трэвел». У людей летнее настроение. Хотя Улицкую, Проханова, Елизарова тоже покупают, как и книги о гениальном Николе Тэсле. Будирующей свежие революционные мысли несомненно была и выставочно-художественная часть, особенно на антресольном этаже, где развернулся со «Слонами Петербурга» Николай Копейкин. Свой творческий метод он формулирует кратко: «драматизация идиотических явлений и идиотизация драматических». Создатели же «Русского леттризм» отталкивались от того, что изобразительный образ и слово нерасторжимы: в контрасте ли, соединении или оппозиции – они всегда вместе. А русское искусство как никакое другое насыщено и играет словами, в чем можно удостовериться всем, кто не успел на ММОКФ: выставка продолжает работать до 28 июня, представляя приверженных тексту, букве и шрифту современных российских художников от классика Эрика Булатова до юниора Николая Олейникова.