Новости культуры российских регионов
29 апреля 2010
Центр

Этот День Победы

В Музей современного искусства на Тверском бульваре в рамках параллельной программы «Фотобиеннале-2010» откроется выставку Джеймса Хилла «День Победы».
Экспозиция, приуроченная к празднованию 65-летия победы в Великой Отечественной войне, объединяет черно-белые портреты российских ветеранов, сделанные в течение последних четырех лет. Идея проекта возникла в 2006 году. Джеймс Хилл, пораженный российской традицией чествования ветеранов Великой Отечественной войны, решил заснять их на пленку в Парке Горького во время празднования Дня Победы. Приготовления были минимальными: на стенд набросили белую ткань, на фоне которой снимали пожилых героев. В 2006 году фотограф снимал только женщин: в этой войне на фронте сражалось более миллиона женщин, что было беспрецедентным по масштабу примером женской мобилизации. Несмотря на первоначальное желание завершить проект в том же году и ограничиться женскими портретами, Джеймс Хилл возвращался в Парк Горького 9 мая 2007, 2008 и 2009 годов и создавал новые серии как женских, так и мужских проектов. За 4 года Джеймс Хилл сделал фотопортреты более 400 ветеранов. Каждому из них фотограф подарил моментальный снимок в благодарность за то, что они позволили себя снимать. Некоторых из них художник видел лишь раз и больше уже не встречал… «Я отдавал себе отчет, что время уходит и с каждым годом их будет все меньше и меньше. Казалось, что у меня была последняя возможность запечатлеть лица ветеранов, пока они не ушли от нас, лишив Россию ее наиболее явного связующего звена со Второй мировой», – говорит фотограф. В снимках Джеймса Хилла, как в зеркале, отражается история современной России со всем клубком глубоких и разнообразных переживаний. Лица его героев полны противоречивых эмоций – это счастье напополам с одиночеством, скорбь напополам с гордостью. Сам автор так объясняет свой подход к созданию проекта: «Когда я снимаю ветеранов, я не стремлюсь к героической патетике. Каждый из них и так герой. Я часто делаю 6, 8, даже 12 снимков подряд, и через несколько кадров поза фотографируемого меняется, начинает проглядывать что-то затаенное. В большинстве своем они не привыкли к тому, чтобы с них делали более двух кадров. И поэтому, когда я снимаю их чуть дольше, обычно скрытые чувства вырываются на поверхность». Портреты российских ветеранов Джеймса Хилла получили отклик и за пределами России – в 2007 году они были опубликованы в специальном выпуске журнала «American Photo».