Новости культуры российских регионов
27 ноября 2009
Центр

"Базар" из "Северного цикла"

Третьяковская галерея впервые представила зрителям отреставрированное монументальное панно выдающегося русского живописца Константина Коровина "Базар у пристани в Архангельске".
Презентацию специально приурочили ко дню рождения художника, появившегося на свет ровно 148 лет назад. В истории отечественного изобразительного искусства Константин Коровин прослыл ярчайшим представителем русского импрессионизма. Его сочные, светлые картины, отличающиеся буйством красок, подчас называли "несерьезными", но именно они обладали удивительным свойством – вселяли радость и оптимизм бытия. Как правило, эти работы были невелики по размерам, многие из них по праву пользуются широкой известностью. Масштабное панно "Базар у пристани в Архангельске" (одно из десяти подобных монументальных творений) в 1896 году украсило павильон "Крайний Север" на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Создание так называемого "Северного цикла" явилось итогом совместного путешествия двух блистательных живописцев – Константина Коровина и Валентина Серова, отправившихся с мольбертами к берегам Белого моря осенью 1894 года. Поездка была инициирована Саввой Мамонтовым, который в то время занимал пост председателя правления Ярославско-Архангельской железной дороги и организовывал строительство новой железнодорожной магистрали. Предполагалось, что возведение отдельного выставочного павильона "Крайний Север" будет способствовать популяризации и ознакомлению публики с освоением северных земель промышленным капиталом. Воспоминания свидетельствуют о том, что, оказавшись на Севере, Коровин был заворожен природой сурового края и своеобразием местного колорита. Эти впечатления нашли отражение, в частности в "Базаре у пристани в Архангельске", запечатлевшем уходящее за горизонт море с качающимися на волнах судами и баржами, торговые обозы и лавки на берегу и повсюду снующий народ. После экспонирования на Нижегородской выставке находившиеся в собственности Саввы Мамонтова северные панно Коровина разместились на стенах главного вестибюля Ярославского вокзала, здание которого в 1902–1904 годах было возведено по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля. Лишь в 1961 году эти произведения были переданы в Третьяковскую галерею, однако из-за своих больших размеров и неудовлетворительного состояния они были помещены в фонды музея.