Новости культуры российских регионов
2 ноября 2006
Поволжье

Вторая Россия

В рамках проекта «Живой музей» (при поддержке Фонда Форда и АНО «Единство журналистики и культуры») мы с директором Нижегородского музея деревянного зодчества М.С.Бугровой отправились в Иркутск.
«Превосходный город, совсем интеллигентный. Театр, музеи, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы… Совсем Европа». (А.П.Чехов об Иркутске). Отправляясь в Сибирь, я этих чеховских слов еще не знала. Ехала, чтобы увидеть знаменитый архитектурно-этнографический музей «Тальцы» и Байкал, а уезжала, очарованная величием, достоинством и несуетностью города на слиянии Иркута и Ангары. У кого чего болит… Бродя по старому Иркутску, хочешь, чтобы прогулка никогда не кончалась. Но сладкое чувство ностальгии смешивается с горечью: почему у нас, в Нижнем Новгороде, всё не так? Вот же, стоят они, деревянные дома – жемчужины русской архитектуры, с дверями и окнами, украшенными резьбой, с мощными венцами, узорчатыми причелинами и обязательными ставенками, трогательно запирающимимся после захода солнца. Целые улицы деревянной застройки: Ямская, Подгорная, Марата, Степана Разина… А то вдруг в самом что ни на есть спальном районе неожиданно расступятся девятиэтажки – и взору предстанет деревянная усадьба. Целый комплекс из пяти-шести зданий: хозяйский дом, дом для гостей, зимний сад, амбар, каретный сарай… И таких усадеб в Иркутске не одна и не две. Десятки. Иркутяне добились, чтобы исторический центр города был признан уникальной частью мирового культурного наследия и внесен в «Предварительный список памятников всемирного культурного наследия Российской Федерации». Здесь доказали, что памятники вообще и деревянные дома в частности можно сохранять не только в их естественной культурно-исторической среде, но и во взаимосвязи с современным обществом. Главное, чтобы было такое желание. У губернатора Иркутской области Александра Тишанина оно есть. Губернатор понимает, что в цивилизованных странах сохранение культурного наследия является одним из важнейших направлений государственной политики. Не потому ли и Байкальский экономический форум, на который съезжаются высшие чины Российского государства, неизменно завершается торжественным банкетом не в каком-нибудь официально-помпезном зале, а под открытым небом тех самых, позвавших нас в дорогу «Тальцов»? И именитые гости воочию могут видеть, как крепко и основательно строились, жили и работали наши предки. Вопрос поддержания «формы» деревянных домов для иркутских властей не проблема. Большинство из них отдано в аренду частному бизнесу с обязательным условием – ничего не менять во внешнем облике здания. Вот так и получается, что на ажурно-кружевных фасадах красуются вполне актуальные надписи вроде «Компьютеры» или «Мир DVD». Что, впрочем, вполне в историческом духе этих мест: Иркутск издревле имел статус купеческого города, как сказали бы сегодня, коммерческого центра. Много понастроили здесь магазинов и доходных домов. Но одновременно с ними строились церкви, гимназии, больницы, библиотеки, музеи… «Совсем Европа». Этажность, как водится, небольшая, а вот что касается отделки… Дом – это ведь тоже лицо. Хозяина. И потому придать затейливую красоту зданию считалось делом чести и означало показать себя с лучшей стороны. Петербуржцы, приезжая в Иркутск и попадая на главную улицу имени Карла Маркса, ахают: «Второй Невский!». Действительно, похоже. Те же стройность и строгость. Как сказал, побывав здесь один француз русского происхождения, Иркутск – место, где западно-европейская культура столкнулась с русской материальной культурной сибирского народа. И симбиоз получился гениально гармоничным. «Какой портрет, какой пейзаж!» Иркутск, конечно, сам по себе город-музей: его дома и улицы до сих пор сохранили черты прошлых столетий, а аптека на улице Чехова, например, вообще принимает посетителей в интерьере, полностью соответствующем оформлению XIX века. Но все-таки количество действующих музеев и иных культурных институций поражает и камня на камне не оставляет от самодовольной уверенности жителя «третьей столицы». Притом, что официальное число жителей Иркутска еще только приближается к полутора миллионам, зафиксированным последней переписью населения в Нижнем Новгороде. А теперь попробуем составить «Иркутскую культурную перепись». Центральное место в ней занимает краеведческий музей. Сегодня он располагается в здании, которое в 1883 году взамен сгоревшего было построено по проекту архитектора Г.В.Розена. Дом выполнен в псевдомавританском стиле и находится в превосходном состоянии (в отличие от многострадального особняка купца Рукавишникова в нашем городе). Областной художественный музей – сокровищница культурных ценностей русского, западно-европейского, китайского и японского искусства – имеет два (!) филиала, один из которых – деревянная усадьба бывшего городского головы В.П.Сукачева. Два образца дворянской усадьбы XIX века и одновременно память о трагических событиях 1825 года – дома-музеи князя Трубецкого и князя Волконского (к слову, неправдоподобно аутентичные: через пять минут пребывания в гостиной дома Волконских, например, возникает ощущение, что сейчас откроется дверь и в залу войдет сам князь с застрявшей соломой в волосах – в последние годы жизни он полюбил возиться на хозяйственном дворе). Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» – памятник деревянного зодчества. Располагается он в лесу, в сорока семи километрах от Иркутса (час езды по Байкальскому тракту). Общая площадь музея семьдесят гектаров, в экспозиции представлены строения XVII – XX веков. Кроме того, Иркутск может похвастаться двумя (!) зданиями драмтеатра (основная и камерная сцены), двумя (!) зданиями ТЮЗа (основное и филиал), Домом актера (особняк XIX века), органным залом (Польский костел), прекрасными во всех отношениях зданиями Филармонии, Музыкального театра, Цирка, Театра кукол «Аистенок», Дворцом Детского творчества, Музейной студией и, как минимум, пятью (!!!) выставочными залами. Если добавить, что разнообразные литературные и музыкальные вечера постоянно проходят также в доме Волконских и усадьбе Сукачева, в «Тальцах» широко и торжественно празднуются православные Пасха, Троица и Масленица, а Иркутский городской театр народной драмы, изучающий русский обрядовый фольклор, демонстрирует все виды театрального искусства – от кукольного и площадного до эпического… Возникает что-то вроде комплекса неполноценности. А, может, сегодня существуют две России: та, что ДО Урала, и та, что ПОСЛЕ? Причем та, которая «после», значительно здоровее, умнее, памятливее, человечнее, наконец?.. Кругобайкалка – Вы должны посмотреть настоящий Байкал, а не ту туфту, которую обычно показывают туристам! – решительно сказал директор архитектурно-этнографического музея «Тальцы» В.В.Тихонов. И отвел нас туда, где продают билеты на «Кругобайкальский экспресс». В 2003 году дирекция пригородных сообщений ВСЖД пустила специальный поезд по маршруту Иркутск – Слюдянка – станция Байкал. Поездка занимает целый день, но она того стоит, потому что пассажиры могут не просто любоваться из окна живописными байкальскими видами, но узнать от экскурсовода об истории строительства Старой железной дороги (ныне это уникальный музей под открытым небом), а во время стоянок посетить наиболее интересные в инженерно-ландшафтном смысле места. Сами иркутяне ласково называют Старую железную дорогу Кругобайкалкой. Она является частью Транссибирской магистрали, которая при Александре III делилась на семь строительных участков. Кругобайкальский был самым коротким из них – всего 292 версты, однако самым дорогостоящим – строительство его обошлось в более чем пятьдесят две тысячи с половиной золотых рублей, что для 1902 года было громадной суммой. За дороговизну КБЖД получила образный «титул» «Золотой пряжки на стальном поясе Транссибирской магистрали». Сложно описать чувства, которые испытываешь во время экскурсии, глядя по сторонам. Непонятно, что впечатляет больше – роскошная красота окружающей природы или талант и трудовой подвиг создателей Кругобайкалки. Инженерные и архитектурные сооружения безупречно вписаны в суровый байкальский пейзаж. Уникальность их еще и в том, что почти все объекты рукотворны, подобными «экспонатами» не обладает больше ни одна железная дорога в России. Как подумаешь, что все эти тоннели, галереи, виадуки, мосты и подпорные стенки – памятники строительного искусства вековой давности, так и хочется громко – так, чтобы все слышали! – крикнуть, что дураки и дороги главной российской бедой были далеко не всегда… Самая крупная станция КБЖД – Слюдянка. Здание вокзала возведено по индивидуальному проекту, оно необыкновенно и для наших дней: фасады облицованы белым и розовым мрамором, добытым в местных карьерах. Водоемное здание поблизости тоже заслуживает внимания. Оно построено в стиле модерн с элементами готики, что уже само по себе свидетельствует о многом. Инженерная мысль прошлого не тупо решала насущные нужды, но заботилась о гармонии. Чего не скажешь о современных строителях, начисто утративших этот «леонардодавинческий» дух и отдавших безоговорочное первенство грубой функциональности. Но, конечно, самые грандиозные из всех инженерных сооружений Кругобайкалки – это тоннели и галереи. Строителям пришлось пробивать их сквозь многочисленные мысы и утесы, в тяжелейших климатических и геологических условиях: частые трещины горных пород, обвалы грунта, подземные воды… В общей сложности был построен сорок один тоннель. Практически все они сооружены по бельгийской системе и имеют круговое очертание, но некоторые выполнены по параболическому типу. Стены, своды и порталы тоннелей и галерей выложены камнем на цементном растворе. Каждый из тоннелей привязан к конкретной местности, поэтому все они имеют неповторимый облик – двух одинаковых тоннелей и галерей на КБЖД встретить нельзя. Населенных пунктов вдоль Кругобайкалки почти нет, за вагонным стеклом мелькают лишь маленькие железнодорожные станции да базы отдыха, всё остальное – скалы и тайга. И вдруг на платформе Старая Ангасолка мы с удивлением увидели гордо развевающийся Рериховский стяг – белое полотнище с тремя красными окружностями. Заинтригованные, пошли «на флаг». Оказалось, здесь, буквально посреди тайги, в крошечном поселке, где и жителей-то всего двадцать человек, работает… выставочный зал. Конечно, в скромном деревянном помещении висят не оригиналы картин Николая Рериха, а всего лишь хорошие копии, но так ведь и вход в галерею бесплатный!.. Сибирский характер Он другой, современный сибирский менталитет. Здесь не любят, когда из людей пытаются сделать лохов. И не позволяют этого. Вы, например, знаете, что в Иркутской области самая дешевая в России электроэнергия? Я теперь знаю: 37 копеек за киловатт-час. Потому что Иркутская ГЭС не входит в состав РАО "ЕЭС России" и намерена сохранять свою автономию впредь. Это здесь традиция такая. В 50-е годы, например, Третьяковка захотела «прихватизировать» картину «Нищая» кисти Репина из коллекции Иркутского художественного музея. Приехали забирать, а директор музея говорит, мол, увы и ах, картина-то потерялась. Москвичи, конечно, скандалить, судом угрожать, а он стоит на своем: потерялась и все тут. Так и уехали ни с чем. Лет через десять, когда опасность миновала, полотно нашлось. И по-прежнему украшает основную художественную экспозицию, сама видела. Может, махнуть нам всем, по очереди, на пару месяцев в Сибирь – пусть они нас научат?..