Новости культуры российских регионов
13 апреля 2006
Поволжье

Брокгауз&Зихерман

Новая выставка в галерее «Виктория» раскрывает многогранное творчество Шандора Зихермана.
В галерее «Виктория» персональную юбилейную выставку представил Шандор Зихерман – член Союза художников Венгрии, участник множества выставок, чьи произведения есть даже в собрании Государственного Эрмитажа. В 1989 году художник, долгое время живший в Тольятти, уехал в Венгрию, однако связи с Самарой не прервались. Идею провести в Самаре первую за последние 20 лет масштабную выставку Шандор Зихерман давно обсуждал с Натальей Гончаровой, арт-директором галереи. Сначала планировалось разместить экспозицию в Художественном музее, реализацию дорогостоящего проекта откладывали, пока, наконец, он не был реализлван в галерее «Виктория». По словам художника, галереи такого уровня он не видел даже в Европе. К вернисажу при спонсорской поддержке «Автоваза» был выпущен каталог работ Зихермана, в котором собраны в основном проданные и, как ни странно, украденные работы художника. В 1991 году хозяин фирмы, устроившей выставку Шандора Зихермана, скрылся, прихватив с собой 173 работы художника. Экспозиция в «Виктории» – небольшая ретроспектива из 70 картин юбиляра, в которой представлены стилистические поиски Зихермана за полвека творческой деятельности. Больше месяца пробудет выставка в Самаре, после чего отправится в Тольятти. Шандор Зихерман работает на границе разных стилей и направлений: кубофутуризма, постимпрессионизма, реализма. На этой выставке впервые представлены формальные поиски художника периода 50-60-х годов. В то время за «Красно-черный ритм» или «Опусы» под разными номерами вполне могли отчислить из Ленинградского высшего художественно-промышленного училища. Три работы из графической серии «Ню» (1997 год), в которых штрих Зихермана виртуозно точно передает малейшее движение обнаженного тела, были проданы прямо с выставки. Дороже всего (до 2,5 тысяч долларов) стоят картины последних лет. А самой любопытной стоит признать серию «Пиктура текстуралис» – в течение 14 лет художник фиксировал свои творческие замыслы на листах оригинального словаря Брокгауза и Эфрона. В результате немецкий текст, набранный готическим шрифтом, начал непредсказуемым образом взаимодействовать с эскизами, рождая новые смысловые наслоения. О том, как возникла эта часть экспозиции, Репортеру рассказал сам Шандор Зихерман: – Это чистая случайность. Я шел на занятия в институт и увидел, что кто-то выкинул мусор – связку газет, пару книг и 12-й том энциклопедии Брокгауза и Эфрона – в полукожаном переплете, набранный немецким готическим шрифтом. Я не мог не подобрать его, но потом стал думать, что же с ним делать. Решил использовать как блокнот для замыслов. Чистый лист ведь всегда заставляет художника думать о том, что нужно сделать что-то хорошее, он сковывает. Я долгое время использовал этот текст как хорошую фактуру для своих замыслов. Потом этот блокнот увидел мой галерейщик и решил, что эскизы нужно выставлять. Венгерский профессор придумал латинское название «Пиктура текстуралис» – «живопись по тексту», оно каламбурно ассоциируется с названием детской микстуры «Тинктура пектуралис». На первой же выставке купили 30 работ из 62, причем по цене живописных картин. В последнее время я не продаю работы из этой серии, еле выпросил у жены десять эскизов – вдруг коллекционеры на ее родине хотят иметь их в своей коллекции?