Новости культуры российских регионов
20 марта 2024
Москва

Ткань в основе художественного высказывания

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представляет выставку «Соткано», отражающую роль текстиля в творчестве современных художников
Мария Арендт "Башни Шухова на Оке", 2010 г.

Применявшийся для создания одежды и предметов быта, текстиль привлек внимание художников, что нашло свое отражение в декорировании. С течением времени текстиль развился в самостоятельное направление в искусстве, художники стали использовать все пластические возможности этого материала и сегодня авторский текстиль сам по себе стал художественным высказыванием. Техники ткачества, вышивки и коллажа в работах авторов органично соединяются с технологическими экспериментами.

Выставка состоит из четырёх разделов, посвященных различным формам использования текстиля в произведениях конца XX — начала ХХI века, с несколькими более ранними примерами.

Мягкость и лёгкость материи, колышущейся от движения воздуха, привлекают художников, которые используют полотно в качестве основы для своих произведений. В работах Марии Арендт, Лизы Ольшанской и Аси Маракулиной невесомое и подвижное текстильное полотно сочетается с подчеркнуто графичной монохромной вышивкой, благодаря которой еще лучше проявляется структура ткани.

Другие авторы обращаются к уникальным свойствам фактуры текстиля, что нашло отражение в технике коллажа: сшивая вместе разные по фактуре и цвету лоскуты, художники выстраивают композиции, наполненные неожиданными коннотациями, например, в работе Лидии Мастерковой «Композиция. Прилуки». У Виталия Тюрлика насыщенные по композиции работы сшиты из множества небольших фрагментов вышедшей из употребления ткани, которая получает таким образом вторую жизнь. Вдохновением для работ Ани Гросицкой послужили оптические иллюзии — парейдолии. Вырезанные художницей из ткани формы были найдены в тающем снеге, деревьях, трещинах и спутанных проводах. Сшитые вместе, они превратились в большой сад, в котором важны все элементы композиции.

Один из разделов экспозиции посвящён произведениям, в которых традиционные технологии и текстильные принципы работы соединяются с новаторским подходом к самому материалу. Из грубой металлической сетки соткана кружевная скульптура Нади Зубаревой. Уязвимость конструкции, и вместе с тем, монументальность самой работы рождают парадоксальный образ.

Другие авторы обращаются к традиционным формам работы с текстилем, перенося на них яркие и подчас ироничные художественные образы. Так, орнамент на ковре «Ти Ви Гудбай», выполненном по дизайну Юлии Маркос, представляет собой заставку, которая появлялась в каждом советском телевизоре после окончания программы передач. Евгения Эварт в работе «Под водой» обращается к актуальной экологической повестке: сотканная изо льна и хлопка рыба, окруженная волнами из полиэтилена и другими пластиковыми рыбами, становится символом хрупкости экосистемы.

Выставка будет работать до 12 мая.