Новости культуры российских регионов
18 октября 2023
Москва

За стеклом всё По-чесноку

Спектакль «Погружение» Открытого театрального пространства «Арт-платформа»
Фото: официальный сайт "Арт-платформы"

Молодая актёрская команда под руководством режиссёра Дмитрия Бикбаева увлечённо рассказывает (и показывает) современную историю, откровенно обнажающую некоторые болевые точки и проблемы современного общества, а также затрагивающую вечную тему человеческих взаимоотношений.  

Действо начинается уже в фойе Нового Манежа, когда пришедшие зрители практически доели свои бутерброды в буфете, запивая их соком или шампанским. В это время появляется энергичная девушка-администратор, типичный телевизионный работник (отличное попадание в образ актрисы Евгении Паташкиной) и начинает, что называется, «разогревать» аудиторию. Оказывается, все мы, зрители, участники телешоу «По чесноку», и, как и полагается на таких программах, должны выполнять необходимые требования, а именно – громко аплодировать, бурно реагировать на происходящее. Более того, всем раздаются бумажки с Правилами поведения участников на съёмочной площадке шоу «По-чесноку», где, в частности, указывается, что нужно «кричать «браво» не менее трёх раз во время съёмок», «смеяться над шутками участников шоу» и так далее. Подготовленные нужным образом зрители могут наконец пройти в зал, занять свои места и погрузиться в интимную жизнь героев пьесы драматурга Андрея Горбатого (мл.).

Итак, гостья ведущей шоу Ксении (Анастасия Байкаева) – молодая актриса Ольга (Екатерина Рокотова). Девушка из Ярославля, приехавшая в столицу за славой и главными ролями. К слову сказать, именно Славу она как раз-таки оставила дома. Слава – первая любовь, верный, преданный, талантливый неудачник, сочиняющий пронзительные стихи и музыку. (В этой роли – Глеб Бочков). Но зачем Оле провинциальный талант, когда в Москве у неё случается роман с популярным ведущим-блогером Александром (Максим Дахненко). Циник, светский лев, успешный журналист, любимец дам влюбляется в Ольгу, а его всемогущество простирается настолько далеко, что всего лишь одним телефонным звонком он способен устроить любимой вожделенную роль в телесериале. Но тут у нашей барышни просыпаются принципы, она не хочет быть настолько зависимой. Поэтому Ольга снова отчаливает в Ярославль на радость Славе и к некоторому огорчению матери (Юлия Савина), которая искренне восторгалась столичными успехами дочки. А Александр тем временем заводит роман с настойчивой богатой красоткой (это как раз та самая ведущая шоу Ксения), но сердцу-то не прикажешь, он продолжает уже как-то неистово, болезненно любить Ольгу. Печальный случай (серьёзно заболевает мать Оли) снова сводит их вместе. И дело даже доходит до того, что они регистрируют свои отношения официально и готовятся стать родителями. Дальше спойлерить не буду, скажу лишь, что итог этого супружества оказывается трагическим, и в конце концов приводит Ольгу откровенничать в пошлое телешоу.  

В начале 2000-х на российском ТВ появилось и довольно быстро промелькнуло реалити-шоу «За стеклом». Напомню суть: шестеро молодых людей – три парня и три девушки  – 35 дней были заперты в замкнутом пространстве пятикомнатной квартиры. Везде были установлены камеры и зрители могли в режиме реального времени наблюдать за всем, что там происходило, вплоть до интимных подробностей. Сейчас, когда личная жизнь как знаменитых, так и не очень, людей стала абсолютным достоянием гласности, и в телевизионных программах рассказывают то, что раньше бы пытались скрыть, то старое реалити кажется уже почти что детским лепетом.

Спектакль с заявкой на телешоу, на мой взгляд, ход удачный. Театральные подмостки как увеличительное стекло, они укрупняют уродство подобного телеэксгибиционизма, демонстрируют пошлость и бесстыдство таких телеподелок. Что же касается самой истории, то она всё же несколько сыровата, герои прописаны довольно схематично. Я бы даже сказала, что это не история в чистом виде, а заявка на неё. Любопытная, но не проработанная до конца.

Хорошо то, что после окончания спектакля всех зрителей приглашают в фойе на обсуждение, которое ведёт режиссёр Дмитрий Бикбаев. Зрительская аудитория (в основном молодёжная) откликается на это приглашение с радостью, и разговор получается действительно интересный. Подобный интерактив со зрителями  – вещь отличная и нужная, отлично что в «Арт-платформе» это практикуют. А посмотреть «Погружение» однозначно стоит, есть о чём подумать.  

Александра ИВАНОВА