Новости культуры российских регионов
13 октября 2023
Москва

Автор неизвестен

В Музее русского импрессионизма открылась загадочная выставка достойных, но не подписанных работ конца XIX — начала XX века
"Карнавал" Неизвестный художник конец 1920-х-начало 1930-х гг..

Экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного» представляет живопись и графику художников конца XIX — первой трети XX века, чьи имена не установлены в силу исторических обстоятельств, однако их произведения могут встать в один ряд с работами известных живописцев. Кураторы выставки предлагают зрителю абстрагироваться от личности художника и оценить картины с точки зрения их жанра и художественных приемов. Интерактивные элементы помогут узнать, из каких ключевых визуальных характеристик состоит живопись и графика.

Работы с пометкой «н/х» редко попадают в поле зрения широкого зрителя, так как зачастую на выставках предпочтение отдается знаменитым художникам. Первый крупный показ утративших авторство или принципиально неподписанных работ рубежа XIX–XX веков позволит по-новому посмотреть на искусство этого периода в отрыве от произведений, с которыми он традиционно ассоциируется.

Часть экспозиции составят работы, авторство которых было установлено за последние 60 лет. Кураторы собрали рассказы музеев и коллекционеров о пути картин «н/х» – такие порой детективные истории сопровождают работы Василия Кандинского и Алексея Явленского, Николая Милиоти и Ивана Клюна и других художников, долгое время числившиеся анонимными.

Пространство музея превратилось в мультисенсорную лабораторию, состоящую из семи разделов: свет, цвет, форма, композиция, фактура, точка и линия, звук и движение. Гости выставки смогут разложить луч света на цвета, подобрать колористические сочетания, рассмотреть под лупой фактуру и послушать звучание картины, оживить линию, собрать кубистическую композицию и даже разместить собственное произведение в музее.

«Мы сделали выставку так, чтобы она стала не только эстетическим удовольствием, но и познавательной. Экспозиция немного погружает зрителя в теорию искусства, ставит гостя на место искусствоведа»,  – говорит директор музея Юлия Петрова.  

По словам куратора выставки Анастасии Винокуровой, решено было разместить произведения не по хронологии их создания, не по стилистическим направлениям, а объединить по художественным визуальным характеристикам. Например, по концепции света и тому, как художник работает с освещением. Во втором зале – по цвету: локальному, дополнительному, дикому. Далее идут форма, композиция, фактура. На третьем этаже представлены произведения, отражающие такие категории, как точка и линия превращения, а также движение и звук.

В залах расположены интерактивные модели, которые дополняют опыт восприятия искусства, например, можно поиграть с тенями и цветом, запустить руки в коробку для тактильных ощущений, рассмотреть под лупой мазки маслом на картинах. 

Для многих музеев-участников проект станет одной из редких возможностей представить работы, которые чаще всего скрыты от публики в запасниках. Посетители увидят произведения из 6 частных и 30 государственных собраний.

Ряд произведений, среди которых двусторонняя работа Роберта Фалька, «Женский портрет» Давида Бурлюка, «Блокнот» Натана Певзнера и «Композиция» Василия Кандинского, будут дополнены тактильными макетами для незрячих и слабовидящих посетителей.

Экспозиция подойдет для семейного посещения. В интерактивном путеводителе «Семь секретов одной картины» будут собраны заметки о картинах, вопросы и рекомендации, которые помогут посетителям с детьми построить комфортный маршрут и в увлекательной форме познакомиться с творчеством неизвестных художников. Проект будет сопровождаться обширной просветительской программой для разных возрастов и включать в себя инклюзивные мероприятия.

Выставка открыта до 21 января 2024 года.