Новости культуры российских регионов
21 апреля 2020
Москва

Старые сказки о главном

«День рождения Ану» в Театре «Около дома Станиславского»
Фото с официальной страницы спектакля

Сейчас мы сидим дома и смотрим спектакли онлайн. Но верим, что постепенно жизнь вернётся в привычное русло, и мы сможем снова прийти в театр. И привести туда детей. Поэтому продолжаем вас знакомить с новыми спектаклями отечественной сцены.  

Спектакль «День рождения Ану», предназначенный для детей от 4 лет, восполняет существенную нехватку постановок, сделанных с позиций педагогики и воспитания.

Детский спектакль – редкий гость на сцене самобытного Театра «Около дома Станиславского». Однако недавняя премьера коллектива «День рождения Ану» выглядит на удивление органично. Виктор Алферов в наивной и светлой постановке, выполненной в традиционной, даже слегка старомодной манере, дарит маленьким зрителям добрую сказку и раскрывает с неожиданной стороны универсальных артистов труппы.

По-эстонски элегическая история Эно Рауда о не очень красивой, но милой, храброй, а главное, живой кукле Сипсике неспешно рассказывается двумя исполнителями, забавной и трогательной сшитой игрушкой в полосатом комбинезоне (художник Елена Духан) и видеорядом художника-мультипликатора Светланы Разгуляевой. Екатерина Кудринская и Артур Сахаров (у спектакля два состава, и актерские пары могут быть представлены в разных сочетаниях) выступают от имени девочки Ану и ее старшего брата Марта. Решив порадовать сестру необычным подарком в ее пятый день рождения, мальчик по совету бабушки кроит и шьет из лоскутов ткани несуразного, но очень забавного человечка с волосами из толстых ниток и глазами-пуговицами. Ему суждено стать верным товарищем для детей. Нехитрые приключения ребят и составляют основу часовой постановки: герои рассматривают картинки в книжке, с помощью воображения переносясь в Китай, запускают маленького мягкого друга на Луну в картонной коробке, смотрят мультики на экране сделанного своими руками телевизора с карандашами вместо антенны.

Неспешный рассказ сопровождается изобретательной мультипликацией. Спектакль играется на авансцене перед большим натяжным экраном, иллюстрирующим жизнь дружного эстонского семейства: бабушки, вяжущей бесконечный носок и пекущей сладкие блинчики, строгого папы, молчаливой мамы и даже злых ос, не дающих Ану спокойно собирать сливы. Видеоряд не становится самодовлеющим, и его искусно обыгрывают артисты, то подставляя настоящую корзинку под падающие нарисованные плоды, то прогуливаясь вдоль изображения Великой китайской стены в традиционных остроконечных шляпах. Исполнители обращаются в зал, вместе со зрителями сочиняя сказочную историю о девочке с богатой фантазией и мальчике с добрым сердцем. Постановка сделана по всем канонам педагогики и подсказывает простые, но эффективные воспитательные приемы. Глядя на дракончика, пролетающего над стеной в «Китае», возникающего в воображении юных героев, невольно задумываешься, доступна ли сегодняшним детям, выросшим на гаджетах, такая визуализация?

Спектакль полон очень мелодичной музыки и занимательных песен (композитор Кира Вайнштейн), доступных фокусов вроде жонглирования тремя тряпичными сливами, чуточку архаичных танцев в советском духе (хореограф Ольга Каплунова), и эта подчеркнутая традиционность придает «Дню рождения Ану» щемящую ностальгическую нотку, различимую, разумеется, родителями маленьких зрителей. К слову, дети увлекаются странноватой эстонской сказкой, в которой совсем нет модного «экшна» – да он оказывается и не нужен. И если постановка «ОКОЛО», предназначенная для семейного просмотра, сподвигнет публику на рукоделие, чтение вслух, изобретательство в домашних условиях и сбор урожая по осени, то можно считать выполненной педагогическую программу не столько Эно Рауда, сколько театра вообще, забывающего сегодня, что он все-таки по-прежнему – кафедра и трибуна.

Дарья СЕМЁНОВА