Новости культуры российских регионов
19 мая 2019
Москва

Собранье пёстрых глав

15 мая на Исторической сцене Большого театра состоялась премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке режиссёра Евгения Арье
Фото с официальной страницы Большого театра. Автор - Дамир Юсупов

Но так и быть – рукой пристрастной

         Прими собранье пёстрых глав,

         Полусмешных, полупечальных,

         Простонародных, идеальных,

         Небрежный плод моих забав,

         Бессонниц, лёгких вдохновений,

         Незрелых и увядших лет,

         Ума холодных наблюдений

         И сердца горестных замет.

         А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

         Новую постановку «Евгения Онегина» в Большом театре осуществил  известный режиссер Евгений Арье, основатель и художественный руководитель израильского театра «Гешер». «Мне хочется поставить спектакль одновременно классический и современный, - говорит режиссёр. - Я не стремлюсь осовременивать историю буквально и не пытаюсь втиснуть ее в какую-то специально сочиненную концепцию. Основную задачу вижу в том, чтобы опера зазвучала свежо. Поэтичность, искренность этой оперы очень важно сохранить. Но в романе есть и иное качество, очень ценное для меня, - это совершенно замечательная пушкинская ирония, которую мне особенно хотелось воплотить в этом спектакле».

         Стоит отметить, что Евгению Арье практически в полной мере удалось воплотить задуманное. Действительно, в спектакле присутствует пушкинская ирония, да и смотрится постановка свежо и современно. Несмотря на то, что, к счастью, режиссёр не прибегал ни к каким специальным приёмам, чтобы добавить опере актуальности. Ну может быть, за исключением забавного автомобиля, на котором впервые в усадьбу приезжают Онегин с Ленским. Зритель погружается, как и было у Пушкина, а затем у Чайковского, сначала в мир русской деревни, а в финале – в атмосферу светского общества Петербурга. Знакомится с обитателями имения Лариных – самой хозяйкой, старшей Лариной (Елена Зеленская), уютной няней (Евгения Сегенюк), сёстрами – резвушкой Ольгой (Алина Черташ) и задумчивой Татьяной (Анна Нечаева). Затем, как и положено, появляются мужские герои – романтичный Владимир Ленский (Алексей Неклюдов) и циничный Евгений Онегин (Игорь Головатенко). Все они будто сошли со страниц книжного издания, настолько типажно и по характерам артисты соответствуют своим персонажам. Не буду петь отдельные хвалебные оды вокальным данным солистов, ибо они на высоте, и каждый из исполнителей придаёт знакомым ариям своё, индивидуальное звучание, заставляя сердце радостно замирать.

         Но вернёмся к самой постановке. Как у нас часто бывает последнее время, кому-то захотелось «пробежаться впереди паровоза», в интернет попала запись маленького фрагмента из спектакля. И вот уже целый отряд «диванных критиков» зашёлся в экстазе – «что за безобразие, что это за маскарад, зачем тут эти нелепые гуси, петух и медведь». Поясню, в самом начале оперы на сцене действительно появляются и гуси, и остальные вышеупомянутые звери. И действительно, на мгновение создаётся ощущение «детского утренника», ибо уж очень они театральны и в чём-то нелепы. Но потом понимаешь, что в контексте данной сцены они абсолютно уместны и никакого раздражения не вызывают. Восторга, правда, тоже, но тут уж всё индивидуально.

         Зато по-настоящему прекрасны решены сцены «Письмо Татьяны» (где опять, кстати, появляется пресловутый медведь, отсылая зрителей к знаменитому сну героини) и эпизод дуэли Онегина с Ленским (когда юный поэт падает замертво, становится по-настоящему жутко). Хорош и петербургский бал, где Онегин встречает уже повзрослевшую Татьяну. Светские, холодные «львы и львицы» резко контрастируют с деревенскими простодушными жителями. Это видно и по костюмам (провинциальные на балу все в пёстром, городские – в строго-элегантном чёрном), и по манере танцевать (на балу у Лариных – плавно, может быть, немного неуклюже, на петербургском балу – резко, зло, жёстко). Объяснение героев в финале оперы тоже сделано эмоционально и живо.

         Вся постановка в целом вызывает ощущение цельного, продуманного, глубокого спектакля.

         В фойе театра развёрнута выставка, посвящённая произведению А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского. Первый раз опера прозвучала на сцене Большого 11 января 1881 года. Всего сценическая история оперы «Евгений Онегин» в Большом театре насчитывает десять постановок и две редакции.

Как верно заметил в своей статье о «Евгении Онегине» Пушкина знаменитый критик Виссарион Белинский: «Пусть идёт время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растёт русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…».

         Александра ИВАНОВА