Новости культуры российских регионов
5 ноября 2017
Москва

Многострадальная «Матильда»

В прокат вышла многострадальная «Матильда» Алексея Учителя

Картина, которая задолго до своего появления на экранах, взбудоражила всю страну, не слышал о ней только ленивый, сводки о «боевых действиях» против фильма и его создателей поступали на ленты новостей практически ежедневно. С одной стороны, это, конечно, превосходный пиар, которого, пожалуй, не имел в постсоветском пространстве ни один отечественный фильм. А с другой – печальная и тревожная ситуация, наглядно показывающая, что в обществе у нас сейчас очень неспокойно. Но вот «Матильда» в прокате и посмотреть ее и составить свое собственное мнение может абсолютно любой желающий. И разумным людям, посмотревшим фильм, сразу становится понятно, что таких бешеных страстей он не стоил, ничьи чувства оскорбить он не может, это просто кино, о котором следует говорить только лишь с точки зрения его художественных достоинств и недостатков.

            По сути дела, «Матильда» - самая обыкновенная костюмная мелодрама, основанная на историческом материале, но с изрядной долей вымысла. То, что у балерины Мариинского театра были отношения с будущим российским царем Николаем II  - факт известный. Об этом писала в своих мемуарах и сама Кшесинская, прожившая, кстати, долгую и интересную жизнь (балерина умерла в Париже в возрасте 99 лет), и имевшая романы со многими высокопоставленными особами. Цесаревич Николай увлекся красавицей-балериной, что никак нельзя поставить ему в вину. Он был молод, горяч, он был мужчина, в конце концов. В том, что Матильда ответила на чувства цесаревича, тоже нет ничего удивительного. Тогда вообще среди знати ухаживания за балеринами были в порядке вещей. А внимание столь важных особ, безусловно, льстило, да и к тому же сулило немалые выгоды. Стоит только вспомнить роскошный особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге, который она, конечно же, купила не за свои деньги.

            По мнению Алексея Учителя, этот роман балерины и цесаревича очень сильно повлиял на историю нашей страны, и, как отметил режиссер, он не брался показать просто любовную интрижку. Тем не менее, на экране мы как раз видим буйство романтических и плотских страстей (правда, без откровенных сцен), а дела государственные идут уже вторым планом. Будущий государь мечется между чувством долга и любовью к красотке-балерине, он готов отказаться от трона и от невесты Аликс. Он, как безумный, носится за своей возлюбленной с криками «Маля, Маля» (так он называл Кшесинскую), он вводит ее в свои покои, знакомит с семьей, и отец, государь Александр III одобряет выбор сына. Тем более, что он и сам недавно (а точнее – в начале фильма) советовал сыну обратить внимание на Матильду Кшесинскую – «вот какая тебе нужна» - намекая на то, что немецкая принцесса Аликс похуже будет. И Николай всерьез подумывал о том, чтобы жениться на Матильде, просто для этого надо было найти доказательства ее происхождения (по семейному преданию, Кшесинские происходили от графов Красинских). Но поиски этого доказательства успехом не увенчались. Да и принцесса Аликс (будущая императрица Александра Федоровна) не намерена была так просто расстаться с женихом и боролась за него всеми доступными ей способами. Впрочем, ведь мы-то с вами знаем, что «жениться по любви не может ни один, ни один король». Хотя, как потом показала история, брак Николая и Александры был счастливым и основывался на любви и уважении.

            Если вы хотите знать, как все было на самом деле, лучше покопаться в исторических источниках, почитать серьезную литературу. Ибо фильм «Матильда» не дает ответа ни на один вопрос. И смотря его, надо постоянно быть начеку, и отделять вымысел от правды, что под силу лишь тому, кто прекрасно владеет материалом. Среди массового зрителя таковых немного, ибо, думается, что если бы не Алексей Учитель, большинство и не задумывалось бы о давнем романе будущего российского царя с примой Мариинки. Но раз уж, волею случая, эта тема стала такой актуальной, стоит, наверное, обратиться к источникам, чтобы попытаться выяснить правду. Лишним это, по крайней мере, не будет.

            У Алексея Учителя получилась адская смесь из водевиля, трагифарса и подлинной трагедии. Любовные страсти слишком опереточны, чтобы поверить в них всерьез и проникнуться какими-либо чувствами жалости и сострадания. Трагические эпизоды (крушение поезда, Ходынка) на этом фоне выглядят неуместными. Хотя, стоит отдать должное, сцена крушения поезда, в котором ехала вся царская семья, снята очень эффектно, и это, пожалуй, лучший эпизод фильма.

            В любом случае, лучше не петь с чужого голоса, не верить голословным обвинениям в адрес картины, а посмотреть ее самостоятельно и сделать свои выводы. Режиссер Алексей Учитель, как любой художник, имеет право на свое видение, с которым можно соглашаться или не соглашаться, но все это не стоит таких баталий и ломания копий.

Валерия Салтыкова

 

            Материал также опубликован в «Учительской газете» - www.ug.ru