Новости культуры российских регионов
26 мая 2017
Москва

Большой балет в кино

Большой театр России продолжает радовать поклонников балета по всему миру трансляциями и показами в записи своих лучших спектаклей в кинотеатрах
Балет "Щелкунчик"

Пятый сезон «Большого балета в кино» откроется 22 октября прямой трансляцией балета «Корсар» ­– великолепным парадным балетом-вампукой в лучших традициях «историй про пиратов» на музыку Адана в новой хореографической редакции Юрия Бурлаки и Алексея Ратманского. Пятый сезон «Большого балета в кино» включает в себя четыре прямые трансляции и четыре спектакля в записи из предыдущих киносезонов Большого театра.

Репертуар киносезона Большого театра 2017-2018 несомненно порадует любителей классического танца: великолепный парадный балет-вампука «Корсар» соседствует в расписании с изящной и озорной «Коппелией»; ценители романтического балета смогут увидеть балет этого жанра – «Жизель» – со Светланой Захаровой в заглавной партии. Любители актуальной хореографии обрадуются встрече с Ноймайером и Майо: с трагической на изломе «Дамой с камелиями» и невероятно смешным, острым и лиричным «Укрощением строптивой». Несомненно, яркой будет и встреча с революционным «Пламенем Парижа» в хореографии Ратманского. Для всех без исключения подарком будет возращение на экраны «Щелкунчика», без которого балетоманы уже не мыслят встречу нового года. И, конечно, главное событие Большого балета в кино 2017-2018 – российская премьера балета «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского.

 

 

Корсар

Балет Мариуса Петипа в постановке Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки на музыку А. Адана

22 октября 2017 г.

Многолюдный, яркий, шумный, веселый «Корсар» – балет удивительной красоты и невероятного темперамента. Экзотический как восточный базар, пряный как специи, динамичный как лучшие образцы жанра историй про пиратов, «Корсар» станет подарком как для тех, кто обожает белую классику, так и для тех, кто не мыслит жизни без приключений. Виртуозные па и лирические дуэты отлично сочетаются здесь с драками и сражениями, и ни один зритель не сможет ответить на вопрос, какая из сцен – знаменитый Оживленный сад или финальное кораблекрушение – потрясла его больше.

«Корсар» часто сравнивают с «Пиратами Карибского моря», а еще со вкусным, красивым и многослойным праздничным тортом с кремом и сливками. И в этих сравнениях никакого противоречия нет. «Корсар», несомненно, одна из визитных карточек Большого театра, артистам которого свойственны не только чистота и элегантность классического танца, но и яркая, страстная актерская игра.

 

Укрощение строптивой

Балет Жана Кристофа Майо на музыку Шостаковича

26 ноября 2017 г.

Самая едкая и пикантная комедия Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» кажется абсолютно зависимой от слов, игра которых и создает остроту истории. Но французскому хореографу Жану-Кристофу Майо удалось невероятное: танцем он рассказал историю ничуть не менее острую и смешную и в то же время трогательную и лирическую. Майо, руководитель балетной труппы Монте-Карло, никогда прежде не ставивший на чужие труппы, нашел в Большом театре артистов, не просто воплотивших его идеи в жизнь, но и ставших соавторами блистательного спектакля. Союзником спектакля стала и музыка Шостаковича, полная юмора, света, энергии и нежности, любимая и узнаваемая.

 

Петруччо и Катарина в исполнении премьера и примы Большого Владислава Лантратова и Екатерины Крысановой – не просто сильные противники, достойные друг друга, но яркие, харизматичные личности, на поверку оказавшиеся близкими душами. Их дуэль, поначалу забавная, потом злая, отчасти трагическая, заканчивается признанием в любви и невероятной красоты и силы любовным дуэтом: строптивица не укрощена, но любима и любит, и это само собой меняет ее строптивый нрав.

 

Щелкунчик

Балет Юрия Григоровича на музыку П.И. Чайковского

17 декабря 2017 г.

Рождественские праздники – единственное время в году, когда в чудеса верят все, и взрослые, и дети. И пусть чудо для каждого свое: для ребенка – это оживший кукольный Щелкунчик, победивший Мышиного короля и ставший принцем, а для взрослого – возможность попасть на балет «Щелкунчик» в Большой театр; но все эти чудеса возможны и непременно произойдут этой зимой.

 

Смотреть «Щелкунчика» Большого театра в кинотеатрах по всей стране стало уже доброй традицией для тысяч зрителей в разных городах России. Ведь чудо не может наскучить, так что вновь и вновь, с первыми тактами музыки, с первой снежинкой, летящей над сценой, начнется волшебство и вступит в свои права настоящая магия, на которую способны только великий театр и прекрасные артисты. 

 

Ромео и Джульетта

Балет Алексея Ратманского на музыку С. Прокофьева

21 января 2018 г.

Сейчас невозможно поверить, что когда-то музыку Прокофьева для балета «Ромео и Джульетта» не приняли два главных театра страны, сочтя ее не танцевальной, ведь главную историю о любви, положенную на эту великую музыку, ставили потом почти все знаменитые хореографы ХХ века. Каждому из них удалось прочесть трагедию Шекспира по-своему и вновь заставить зрителя сопереживать веронским возлюбленным.

 

Балет Алексея Ратманского, премьеру которого Большой театр покажет в рамках «Большого балета в кино», станет четвертой версией этой истории в Большом (в театре шли спектакли Лавровского, Поклитару, Григоровича) – и нет никаких сомнений в том, что спектакль будет обречен на успех. Мировая премьера балета состоялась в 2011 году в Торонто и получила высокие оценки критиков и зрителей, отметивших экспрессивность, музыкальность, драматическую наполненность спектакля и присущую спектаклям Ратманского эмоциональную глубину. «Возможно, история стала менее сентиментальной, но обрела свежее, живое дыхание, у этой истории есть душа», – писала о спектакле канадская пресса.

 

Дама с камелиями

Балет Джона Ноймайера на музыку Ф. Шопена

4 февраля 2018 г.

 «Я люблю засахаренный виноград, потому что у него нет вкуса, камелии, потому что у них нет запаха, и богачей, потому что у них нет сердца», – говорила Маргарита Готье, героиня романа Александра Дюма. Но однажды ее собственное сердце, мечтавшее о такой же бесчувственности, дало сбой – и Маргарита полюбила впервые и навсегда, ответив на страстную любовь юного АрманаДюваля. Эту, одну из самых грустных и возвышенных историй любви в мировой литературе, неоднократно брали за основу драматических и музыкальных спектаклей.

 

Постановке Джона Ноймайера в 2018 году исполняется сорок лет, и с момента ее рождения артисты любой труппы мира почитают за честь принять в ней участие. Волшебная музыка Шопена, то лирическая, то трагическая, как нельзя лучше соответствует прекрасно рассказанной языком танца истории о большой любви и великом самопожертвовании. А великолепная прима Большого Светлана Захарова раскрывается в этом спектакле как потрясающая драматическая актриса, не играя, а проживая судьбу своей героини от первого до последнего такта.

 

Пламя Парижа

Балет Алексея Ратманского с использованием хореографии Василия Вайнонена на музыку Б. Асафьева

4 марта 2018 г.

Народно-революционная драма «Пламя Парижа» была поставлена хореографом Василием Вайноненом на музыку Асафьева в 1932 году к очередной годовщине Великой французской революции. Пережив взлеты и забвение, спектакль вновь вернулся на сцену Большого театра, теперь в постановке Алексея Ратманского. Не потеряв своей страстности и темпераментности, «Пламя Парижа» приобрело новые черты, заставляя зрителя взглянуть на эпохальное событие, каким, несомненно, являлась французская революция, через призму жизни обычных людей.

 

Алексей Ратманский частично использовал оригинальную хореографию Вайнонена, но его балет получился о другом: он не о победе пролетариата, а о судьбах людей на фоне революционной борьбы и столкновения классов. Глубоко рефлексирующий хореограф, Ратманский в своих спектаклях часто говорит о столкновении личности и общества и трагических последствиях этого столкновения. В «Пламени Парижа» Ратманского есть место революционному экстазу и любви, сражениям и потерям, вере в светлое будущее и краху всех надежд, лирическому адажио и грандиозному танцу басков, пришедшему по наследству из спектакля Вайнонена и сводящему с ума зал в любой стране мира. 

 

Жизель

Балет в редакции Юрия Григоровича на музыку А. Адана

8 апреля 2018 г.

У «Жизели», главного романтического балета мира, не покидающего театральные подмостки вот уже почти двести лет, много великих соавторов. Немецкую легенду о девушках, не доживших до свадьбы, пересказал Генрих Гейне, в сочинении либретто для балета по этой легенде участвовал ТеофильГотье, музыку написал Адольф Адан, первую редакцию сочинили Жан Коралли и Жюль Перро, впоследствии многие великие и известные хореографы вносили изменения в спектакль, оставляя, впрочем, его основную линию неизменной.

 

В рамках сезона «Большого балета в кино» балет показывается в одной из двух редакций, идущих на сцене Большого театра – в редакции Юрия Григоровича. Бонусом для поклонников великого классического балета будут исполнители главных партий. В заглавной партии народная артистка России, одна из лучших Жизелей мира Светлана Захарова (только на то, как она поднимает ногу в арабеск, можно любоваться вечно); в партии ветреного возлюбленного Жизели, графа Альберта, мятежный и невероятный Сергей Полунин.

 

Коппелия

Балет в редакции Сергея Вихарева на музыку Л. Делиба

10 июня 2018 г.

Вряд ли найдется в мировом балетном наследии спектакль такой кружевной и одновременно такой озорной, как «Коппелия». Удивительно, но из мрачной сказки Гофмана (а «Коппелия» поставлена по одной из них,  истории о «Песочном человеке»), получился, напротив, очень жизнерадостный спектакль. Зловещий и уродливый Коппелиус превратился здесь в забавного чудака ученого, которого с легкостью обводит вокруг пальца прелестная Сванильда, главная героиня истории – прикинувшись ожившей механической куклой. Да и то не со зла, а лишь для того, чтобы проучить и избавить от неприятностей незадачливого жениха, что увлекся хорошенькой незнакомкой в окне, не подозревая о ее механической природе.Как и положено в романтической комедии, для влюбленных все закончится хорошо, но по дороге к счастливому финалу будет много красивых лирических и озорных танцев, смеха и  розыгрышей. «Коппелия», которую так и хочется назвать «изящной вещицей», нравится и взрослым, и юным зрителям, которые, вне всяких сомнений, оценят изобретательность главной героини и чудесную коллекцию кукол Коппелиуса.