Новости культуры российских регионов
24 марта 2017
Москва

Нелюбовь

В прокат вышел фильм режиссера Владимира Бортко «О любви»

В прокат вышел фильм режиссера Владимира Бортко «О любви». «От режиссера «Мастера и Маргариты» - значится на афишах. Но если «Мастер..» (действительно блестящий сериал Бортко, лучшая экранизация булгаковского романа) как раз действительно повествует о большой и настоящей любви, то в новой картине режиссера, вопреки названию, любви нет совсем. Во всяком случае, автор этих строк так там ее и не нашла.

         В принципе, фильм сделан по канонам обычных мелодрам, которые идут на наших телеканалах в прайм-тайм и которые так любят смотреть скучающие домохозяйки. И, конечно, это уже далеко не тот Владимир Бортко, режиссер «Собачьего сердца» и других прекрасных картин. Но «О любви» в то же время фильм вполне внятный и смотреть его, по крайней мере, не скучно.

         … Молодую женщину Нину (Аня Чиповская) обхамили в магазине, а потом ещё облила грязью проезжающая мимо иномарка. Дома ждет муж Александр (Алексей Чадов), профессор-китаист, по совместительству преподаватель Нины. Живут вроде бы в согласии, но в бедности, над ними висит ипотека, просроченный долг, выплачивать нечем. Когда из иномарки вышел импозантный мужчина, вежливо извинился, предложил подвезти и оплатить ущерб за испорченное пальто, огорченная Нина не нашла ничего лучше, чем послать красавца куда подальше и гордо отказаться от помощи. Но судьбе было угодно свести их снова. И теперь уже навсегда. Сергей (Дмитрий Певцов) оказался владельцем банка, в котором Нина с мужем брали ипотеку. Посему вопрос с долгом решился по мановению «волшебной палочки», то бишь, одного звонка Сергея своим заместителям. Немного поломавшись, Нина становится любовницей Сергея, а затем, приложив некоторые усилия, женой, матерью его ребенка, а заодно и владелицей туристического агентства, которое ей подарил новый муж. Бывший муж Александр, конечно, страдает, но, спустя время, утешается в объятиях Нининой подруги. В финале мы видим Нину – жесткую бизнес-леди, женщину, которая четко знает, что она хочет.

         В этой картине есть все, что угодно, вплоть до эротических сцен, снятых, кстати, весьма красиво, но только не любовь. Здесь никто никого не любит и все существуют лишь по принципу удобства. Первый муж Нины Александр вполне ясно сформулировал принцип подобных отношений – «ты мне, я тебе». В его случае это выглядело так: он работает и зарабатывает деньги, жена обеспечивает ему быт, уют и ласку. Провинциальную девочку Нину, приехавшую покорять Москву, это устраивало. Но когда на горизонте появился более выгодный вариант, свою, так называемую, любовь она переключила на него. И не прогадала.

         Своего персонажа Сергея Дмитрий Певцов охарактеризовал так: «Для меня это пример банального распространенного бизнес-самца эгоцентрика. У него нет ничего святого: неспособность любить, неспособность сохранять любовь, отсутствие какого-либо Божьего дара, таланта. Душевная слепота и глухота. Полная зацикленность на себе и своем «душевном покое». Таких «мущщщин» вокруг пруд-пруди». Впрочем, думается, актер несправедлив к своему герою, так или иначе, тот повел себя вполне благородно, не бросил беременную любовницу, да и прежнюю жену с сыном тоже своим вниманием не оставил. А винить его в неспособности любить, когда он живет в мире без любви, наверное и не стоит.

         Авторы фильма на словах пытаются убедить нас, что Нина – жертва обстоятельств и картина все же повествует о любви. «Я хотел рассказать о женщине с характером, которой тяжело жить в окружении слабых мужчин. Мужчин, не выдерживающих чувств, которые переживает она», - говорит Владимир Бортко. «Я думаю, Нина — девушка, воспитанная по определенным штампам, - считает актриса Аня Чиповская. - Ей с детства говорили, как жить: ты должна учиться, ты должна создать семью, только попробуй не выйти замуж. Она очень старается все делать правильно, но в какой-то момент осознает, что несчастлива. И ведь она не в один момент решается на измену. Готовы ли вы жить с ощущением, что несчастны? Ей кажется, что она обретет счастье в человеке, в которого влюблена, но не дает себе отчета, что придётся поплатиться. В итоге-то она «платит» собой, а не другими».

          «Главные слова, решившие судьбу героини: «Мне отмщение и аз воздам». Что бы не произошло с ней, кто бы ни был виноват, возмездие за измену неминуемо настигнет. Думаю, в этом и есть урок картины», - пытается убедить нас Владимир Бортко, аппелируя ко Льву Толстому и его Анне Карениной. Да только у современной «Анны» возмездие гораздо более комфортное и приятное. Да и возмездие ли это? Скорее, подарок судьбы, ведь эта женщина, думается, вполне может обходиться без любви.

         Когда-то Владимир Бортко снял чудесный фильм «Блондинка за углом» с Татьяной Догилевой и Андреем Мироновым. Там была показана ситуация зеркальная той, которая происходит в фильме «О любви». Успешная (по тем меркам) женщина влюбляется в недотепу-ученого, который устраивается грузчиком в магазин, где она работает. Он отвечает на ее чувства. Люди абсолютно противоположные по взглядам, социальному статусу и мировоззрению сходятся, и соединяет их именно любовь. Другой вопрос, что, возможно, этот союз обречен и недолговечен, но все же главное, что построен он был на любви. И что уж говорить о «Мастере и Маргарите» (вспоминаю эту историю только лишь потому, что ее тоже экранизировал Бортко), где любовь – одна из движущих сил. Что же произошло? Времена изменились, мы стали другими, и с легкостью подменяем любовь удобством, комфортом, просто сексом? Вот об этом прежде всего заставляет задуматься новая картина Владимира Бортко. Впрочем, практически о том же писал еще философ Николай Бердяев в начале прошлого века: «Настоящая любовь, всегда бывшая редким цветком, агонизирует и исчезает из мира, мир стал слишком низок для нее».   

Александра ИВАНОВА

Материал также опубликован в «Учительской газете» - www.ug.ru