Новости культуры российских регионов
30 сентября 2016
Северо-Запад

Заповедник и эпоха в сердце

В Псковской области во второй раз состоялся фестиваль имени Сергея Довлатова «Заповедник»

Следователь эстонского КГБ товарищ Зверев говорил мне:

— Вы должны нам помочь. Вы же интеллигентный человек. Вот карандаш и бумага…

Короче, все интеллигенты. И царит в этом деле невероятная путаница.

Интеллигентность путают с культурой. С эрудицией. С высшим образованием или хорошими манерами. Даже с еврейским происхождением:

— Скажите, вы — еврей?

— Нет, просто у меня интеллигентное лицо…

(С.Довлатов «Марш одиноких»)

 

 

Это мультикультурное мероприятие в юбилейный год (3 сентября Сергею Довлатову исполнилось бы 75 лет) объединило разных деятелей искусства – писателей, поэтов, художников, режиссеров и актеров, - и фестиваль получился с особой атмосферой, очень авторской и даже эксклюзивной. Как «место культурной преемственности», по словам сопродюсера фестиваля Елены Яцуры, он погружает в творчество писателя и тех, кто хорошо помнит эпоху, и совсем молодых авторов и артистов. От поэта Владимира Алейникова, произведения которого в советское время можно было прочитать только в самиздате, до молодого режиссера Светланы Разгуляевой с ее анимационным фильмом «Почему банан огрызается». От писателя и художника Гарри Гордона до молодого режиссера-документалиста Аскольда Курова с фильмом «Ленинлэнд».

В первый день феста открывали целых три экспозиции в комплексе Покровской башни старинного Пскова. «Рисунки к Довлатову» Александра Флоренского, одного из основателей арт-группы «Митьки» и автора иллюстраций к первому, легендарному трехтомнику Сергея Донатовича, вышедшему в середине 1990-х в издательстве «Лимбус-пресс». «Довлатов в Нью-Йорке» - это подробная фотолетопись, которую вела Нина Аловерт, известный балетный критик и фотограф. С Довлатовым она познакомилась уже в эмиграции, в Нью-Йорке, хотя оба жили в Питере, даже ходили по одним редакциям. Нина Аловерт была фанатичным репортером, фиксируя всё, творчество своих друзей, в первую очередь. По приглашению Довлатова  работала журналистом и фотографом в редакции журнала «Новый Американец», это уже такая мифология, покруче ленинградского периода.

На ее фотографиях можно увидеть встречу Довлатова с Василием Аксёновым в аэропорту Кеннеди, встречу с Иосифом Бродским в китайском ресторане после чествования Бродского в Сити-холле, атмосферные фотопортреты друзей в редакции «Нового Американца».

Презентация специального проекта Александра Стройло «Дружбисты П.Г.», созданного псковским художником для фестиваля из спилов ясеней, ровесников Довлатова, была развернута на пряслах Покровской башни. Заслуженный художник РФ Александр Стройло много и интересно работает и в кино («Свои», «Батальон», «Человек у окна», «Женская собственность» - все Дмитрия Месхиева, главного продюсера фестиваля «Заповедник» и генерального директора Псковской театрально-концертной дирекции, а также советника губернатора Псковской области по культуре). Его работы, которыми он сопровождает премьеры фильмов (открытки, пресс-релизы) всегда становились предметами коллекционирования. Все три выставки, Флоренского, Стройло и Аловерт, для псковичей и гостей города будут открыты до 10 октября.

Закрывая в Псковской областной филармонии музыкальный фестиваль «Crescendo», Денис Мацуев после финального концерта не прощался со зрителями, так как маэстро ожидали на набережной реки Великой, где и открывался фестиваль «Заповедник». Там специально развернули инсталляцию с огромными светящимися буквами «Россия начинается здесь» (причем шрифт букв повторяет аналогичный с гостиницы «Россия» в Москве), был установлен белый рояль, за которым знаменитый музыкант так символично и открывал фестиваль имени Сергея Довлатова.

«Заповедник» продолжился в Пушкинских Горах, где по историческим маршрутам большую группу вел человек-легенда Слава (Вячеслав Козмин), хранитель музея «Пушкинская деревня», блестящий рассказчик, знающий не только «период Довлатова», но и множество пушкиногорских баек со времен отца-основателя Семена Степановича Гейченко. По Еловой аллее участники и гости фестиваля шли, окруженные любимым пушкинским осенним пленэром. На сеновале Бугрово прошла традиционная церемония награждения премией «Экскурсовод года». И одна из лауреатов, одесситка Наталия Ивановна Рясинцева, несколько лет назад переехавшая в Пушкинские Горы, сказала: «Здесь произошло второе рождение Довлатова. Он вернулся к своим корням, к Пушкину». А потом поэты Владимир Алейников и Юлий Гуголев читали свои стихи. А чуть позже весь московско-питерско-коктебельский десант переместился к тому самому Дому в Березино, «дому Михаила Ивановича», где Довлатов провел четыре с половиной месяца, и где народная тропа сотворила музей, официально начавший работать всего два года назад. Юрий Волкотруб, соавтор проекта «Дом-музей Довлатова», рассказал историю этого дома 1912 года постройки, который позже добрые люди выкупили, провели там укрепительные работы вскладчину, сохранив внешний и внутренний облик дома, каким он был при Довлатове. Практически этот удивительный дом подвешен на сваях…

«Территория Заповедника не имеет границ, - признался Юрий Волкотруб. – Потому он так любим нами, сотрудниками». Довлатов приехал сюда, в Березино, уже потеряв всякую надежду найти работу по специальности. Он еще не был «под колпаком», но уже был «в разработке» у КГБ.

…На крыльце Дома зазвучали тексты из «Заповедника». В литературных чтениях принимала участие группа из молодых артистов, режиссеров и драматургов – Олег Долин, Владимир Бек, Светлана Камынина, Алексей Маслодудов, Любовь Мульменко, Надежда Лумпова, Анна Шепелева и другие. Довлатовским текстом был пропитан сентябрьский день в Пушкиногорье, и вечером вновь можно было его услышать на премьере в Псковском академическом театре драмы им.А.С.Пушкина.

 «Человек, обреченный на счастье», лирическую комедию на грани абсурда в 2-х действиях (как заявлено в программке), поставил режиссер Борис Бирман по рассказам Сергея Довлатова. Сценография, лаконичная и выверенная, все того же Александра Стройло, художника, тонко чувствующего материю текста. Каждый из актеров играет множество ролей, ведь спектакль мозаичный, густонаселенный. Все, кроме одного. В роли Далматова – 39-летний Всеволод Цурило, сын Юрия Цурило. И это попадание (необходимое в данном случае) оказалось главной удачей спектакля. По-мужски обаятельный, крепкий, временами даже чересчур суровый, он очень на месте в роли писателя, которому отчаянно не хватало воздуха в родном отечестве. Большой (в буквальном смысле, почти четыре часа действия) спектакль с трагическим героем, умеющим и пошутить, и дать волю сомнениям, и объясниться в чувствах к любимой женщине.

В последний, третий день фестиваля, его участники отправились на экскурсию в Печоры и древнюю Изборскую крепость, где снимали и «Андрея Рублева», и «Семена Дежнева» в советское время, а совсем недавно рядом с крепостью проходили съемки исторической драмы «София Палеолог» о последней наследнице Византийского престола и бабушке Ивана Грозного.   

Лекционная же программа фестиваля в этот день дополнена была творческими встречами с писателем Анной Козловой, поэтами Юлием Гуголевым и Владимиром Алейниковым. Философ, публицист и писатель Александр Секацкий выступил с открытой лекцией «Советский андеграунд и его философия».

Бесплатный уличный концерт питерской группы «All In Orchestra» прошел в символичном месте – на парковочной площадке на пересечении ул.Воровского и ул.Карла Маркса рядом с Псков ГУ, где раньше находилась автобусная станция, с которой когда-то Сергей Довлатов уезжал в Пушкинские Горы. «All In Orchestra» - это музыкальный проект, в котором соединяется современная электронная музыка и классический оркестр.

Кульминационным же завершением фестиваля стал предпремьерный показ фильма Павла Лунгина «Дама Пик» (релиз ожидается в ноябре), который прошел в Большом концертном зале Псковской филармонии. Самому режиссеру близка идея нестандартного фестиваля искусств, где «удается сделать что-то вроде клуба, в довлатовском духе». И зрители Лунгина после его спорной и острой картины пытали расспросами в достаточно неформальной обстановке. В «Даме Пик» на материале оперы Чайковского и пушкинского сюжета мы увидим современную историю с Ксенией Раппопорт в роли инфернальной оперной дивы, дьявольски прекрасной в своем злодействе, и нервического, явно одаренного Ивана Янковского, на новом витке взросления.

Заманчиво думать, что, возможно, на территории кино будущего фестиваля «Заповедник», отметится и новый фильм Алексея Германа о Сергее Довлатове. Ведь интерес к фигуре писателя набирает обороты, и на Псковщине организаторам фестиваля «Заповедник» замечательным образом удалось перекинуть мостик между недавней эпохой и днем сегодняшним.

Оксана ГАВРЮШЕНКО

Псков – Пушкинские Горы - Москва