Новости культуры российских регионов
24 декабря 2013
Сибирь

Жизнь с оглядкой на священную историю

Государственный музей истории религии находится в Петербурге; до 2000 года он размещался в Казанском соборе, а после возвращения его православным расположился на ул. Почтамтской, 14/5.

Музей открылся для публики в 1932 году; туда передавали реквизированные советской властью произведения религиозного искусства. Сливки, понятно, снимали Эрмитаж, Русский музей и Третьяковка, но и в Казанский собор тогда попало немало. В музее есть разделы архаических и традиционных верований, основных христианских конфессий, ислама, иудаизма, буддизма и других религий Востока и пр. Почему-то нет фонда современного искусства, хотя экспонатам скандальных выставок типа «Осторожно, религия!» там самое место.

Возглавляет музей Борис Аракчеев, дальний родственник того самого графа Аракчеева, который весьма успешно возглавлял русскую артиллерию, менее успешно организовывал военные поселения и одно время был генерал-губернатором всея Сибири, хотя ни разу не показал сюда носу. Борис Серафимович, в отличие от именитого предка, в Кемерове бывал, но на этот раз не приехал, петербургский музей представляла его заместительница Екатерина Терюкова.

В Кемеровском музее изобразительных искусств это уже третий совместный проект с Музеем истории религии. В прошлый раз, в 2008 году, привозили православные иконы, светскую живопись на религиозные темы и предметы церковного обихода. Ныне настала очередь западноевропейского искусства XVI-XIX веков. Выставка из 93 живописных полотен и предметов декоративно-прикладного искусства называется «Небесное и земное». Большинство художников – итальянцы, представители флорентийской, венецианской, болонской, миланской, падуанской и других школ, которые столетиями и производили большую часть европейской художественной продукции. Работы живописцев, скульпторов и литейщиков из Германии, Австрии, Фландрии, Франции, Испании и Польши представлены единичными экземплярами.

В большинстве случаев таблички честно предупреждают: «неизвестный художник такой-то школы», «художник круга такого-то», или даже «с гравюры такого-то с полотна такого-то». Впрочем, это и есть рядовое искусство, которым украшали свою жизнь наши предки в XVIII и XIX веках, дома и в церкви. Все-таки шедевры старых мастеров первой величины доступны были только императорской фамилии и единичным коллекционерам. А воспроизводить какое-нибудь знаменитое полотно (скажем, Рубенса) по добросовестной гравюре – это была обычная технология в пору, когда фотографии не существовало.

С другой стороны, на выставке представлены и оригинальные полотна. Среди их авторов – Джироламо Джовеноне, Франческо Бассано, Карлетто Кальяри, Джованни Бальоне, Пьетро делла Веккиа, Гверчино, Вольтеррано, Помпео Батони и др. Живописцы не слишком известные, зато работы многих из них вы вряд ли увидите в русских или западных музеях: там они обычно оттеснены произведениями более именитых коллег. Дополнением к ним служат культовые предметы католического и протестантского исповеданий: напрестольные и настенные кресты, потиры, образки, плакетки, медальоны и пр. Представлены и рыцарские доспехи, и меч крестоносца – напоминание о том, как насаждалась религия.

На выставке можно проследить, как менялись направления и моды в искусстве. По произведениям рядовых мастеров это сделать легче, чем по признанным шедеврам с их резко индивидуальной манерою. Позднее Возрождение – живопись еще достаточно жизнерадостная, хотя и потемневшая от времени. Наступает эпоха барокко – и фон резко темнеет, растительные кущи становятся нарочито кудрявыми, ангелочки завиваются в декоративные гирлянды, появляются нимбы из звездочек, как на заставке голливудской киностудии. В XVIII веке живопись снова высветляется и становится более «реалистичной», зато дидактика в сюжетах нарастает. Именно из этого разряда – полотна «монастырского жанра» второй половины XIX века (Эдуарда Грютцнера, Павла Ремера и др.): «Доброе вино», «Проба вина», «Музицирующие монахи» и им подобные.

Нетрудно также установить, какие сюжеты пользовались наибольшей популярностью. Большей частью это изображения Богоматери  с младенцем, нередко и с юным Иоанном Крестителем, изображение поклонения волхвов и пастухов и прочие вариации на темы «материнства и детства». Изображения нарочитых мучительств и казней редки, ветхозаветные мотивы также не слишком популярны. Изредка попадаются полотна на языческие сюжеты: «Амур со стрелой в пейзаже» Джузеппе Нуволоне. Есть и откровенно антирелигиозная карикатура, да к тому же в бронзе – части письменных приборов соединились в сценку: два отвратительных иезуита сцепились в диспуте, и на них любуется безбожник Вольтер.