Новости культуры российских регионов
17 декабря 2013
Центр

Не наукой единой

Главный вуз региона – в красках и лицах.

«Университетская тема в творчестве воронежских художников»; выставка под таким названием работает в областном художественном музее им. И.Н. Крамского. Ее авторы, известные мастера карандаша, кисти и резца, реализовали совместный проект музея и ВГУ, призванный раскрыть роль последнего в научной и  культурной жизни города. 

Приурочен показ к празднованию 95-летия  университета; какой же, в самом деле, юбилей без портрета юбиляра? Такой «совокупный» портрет выставка и рисует; насколько адекватным  оригиналу  он получился – судить не берусь. Но если бы вынесли подобный проект на зрителя вузы, в которых довелось учиться  – в любом случае было бы очень приятно.

Две части целого

Не без приятности, впрочем, прошел просмотр и университетской выставки. Видишь, к примеру,  «ба, знакомые все лица» Владимира Эйтингона, Льва Кройчика, Тамары Никоновой, Владимира Тулупова в компании  с их живописными изображениями – и удовольствие от столь необычного «свидания» явно превосходит эффект от рядовой  встречи  с этими замечательными людьми.

– Сегодняшнюю выставку я назвал бы исключительной, – дал оценку событию директор музея Владимир Добромиров. – Она беспрецедентна, поскольку отражает 95-летнюю историю Воронежского государственного университета. И показывает работы, специально для нее сделанные:  образы, личности, объекты  и пейзажи, связанные с этой  историей, данной во всей полноте. От первого ректора Василия Рейгеля до теперешнего руководителя Дмитрия Ендовицкого.

Структура экспозиции такова, что  состоит  она из двух частей. В первую – «Художественные страницы прошлого ВГУ» –  вошли картины  патриархов изобразительного цеха:  Евгения  Хорошилова, Бориса  Каткова, Андрея и Валентины  Богачевых, Ксении  Успенской  и других известных художников. Их произведения –  посвящения  жизни Воронежа и  университета в разные периоды их существования.

Вторая  части экспозиции –  «Университетский пленэр-2013» – представляет  работы, созданные прицельно для участия в  выставке. Авторы трудились над ними нынешними  летом и осенью. Плотно  общались  с преподавателями и студентами ВГУ, знакомились  с  подразделениями вуза – и  вылили свои впечатления и открытия на холсты, которые можно видеть в экспозиции.

Смелый эксперимент

Ректор Ендовицкий, выступая на открытии выставки, напомнил: главная миссия современных университетов – передача культуры. И вот воронежские художники  разрушили стереотип о том, что между наукой и искусством есть некая «берлинская» стена.

– Ее нет, и для нас это очень важно, – признался Дмитрий Александрович. – Люди высокого культурного уровня показывают со стороны, чем живет университет. О чем думает, как развивается… Может, глядя на замечательные выставочные творения, мы поймем, что надо поменять в университетской жизни. Или, наоборот, подчеркнуть. Очень существенную часть этих работ мы обязательно выкупим; есть идея создать в университете галерею, ему посвященную. Чтобы можно было – на различных праздниках и презентациях – наглядно показать роль и место вуза в культурной жизни не только нашего города, но и всей России.

Организаторы уверены, что «представительная по составу выставка порадует своих посетителей разнообразием и яркостью индивидуальностей, художественных манер, богатством общей цветовой палитры, смелостью фантазии и творческого поиска». Экспонаты действительно даны « в ассортименте»: два музейных  зала  музея вместили  картины различных стилей и жанров, дополненные  скульптурными  работами. Интересного много, но, как на любой коллективной выставке, отдельные авторы выделяются на общем добротном фоне. Как, к примеру, Евгений Щеглов, выступивший с портретом Дмитрия Ендовицкого. Недаром эта работа пользовалась особым «зрительским спросом».

О  том, что выставка, подготовка к которой длилась целый год,  была своего рода смелым экспериментом, говорила ее инициатор и вдохновитель, культуролог Тамара Дьякова. Тем отрадней, что, по мнению Тамары Александровны, получилась она «очень живой и очень теплой».  Потому что это был «не формальный жест – как со стороны художников, так и со стороны университета». Вот что происходит, когда в товарищах согласье есть.