Новости культуры российских регионов
26 ноября 2013
Юг

И опора самодержавия, и жертвы большевизма

В Ростове-на-Дону увидела свет книга, посвященная истории донских казаков в ХVIII – ХХ веке.

Ее автор – председатель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов, выросший среди донских казаков (его предки проживали в хуторах станицы Елизаветинской), а потому знающий их жизнь не понаслышке. Собранный богатейший иллюстративный материал дает возможность увидеть жизнь казаков воочию, а не только по рассказам современников.

По словам Геннадия Григорьевича, написать такую книгу он счел своим долгом, хотя он понимает: нельзя объять необъятное, но, главное, он пытался выяснить – почему такая огромная популяция людей попала в немилость к Советской власти, с чем это было связано.

Ответственный редактор издания – доктор исторических наук Андрей Венков. Его и пришлось расспросить о том, почему книга «Донские казаки – от опоры самодержавия до жертв большевизма» получила подзаголовок – заметки на полях истории.

- Жанр избрал сам автор, который профессиональным историком не является. Его труд - научно-публицистический с привлечением знаний из различных дисциплин, но с уклоном, конечно же, в историю.

- Как вы считаете, почему именно сегодня появилась необходимость в рождении такой книги?

- Сегодня у нас в обществе идут довольно тяжелые поиски национальной идеи. А в русской истории есть прецедент, когда после восстания декабристов, получившего сочувствие в рядах дворянства, власть нашла опору в казаках, которой стали ею наряду с дворянством и духовенством. Казаки сыграли известную роль в подавлении двух восстаний в ХIХ веке – польского и венгерского, стали главной силой подавления революции 1905 года. Ну, кто после такого казаков любил в русском обществе?!

- Но, согласитесь, казаки-то сами не стремились к этой полицейской роли! Они-то, строго говоря, воины!...

- Приказ есть приказ. Хотя если вспомнить, полицейские функции казаки несли еще с ХVI века. Перед тем, как пойти в Сибирь, Ермак Тимофеевич, нанявшись к купцам Строгановым, подавлял рабочие бунты.

- Это – на полпути к покорению Сибири?! После разбоя на Волге?!!...

- Эта ситуация очень напоминает конец 1990-х, когда структуры криминальные становились структурами охранными. А казаки в глазах правительства России в ХVII веке, конечно же, были криминальными элементами: ведь основным источником дохода у них были морские разбои. Любой набег на турецкие владения считался разбоем в то время, когда у России с Турцией был мир. Казакам попытались запретить такие действия, на что прозвучал ответ: платите – на что же нам жить?! Им и платили жалование за ничегонеделание. Выходы в море прекратились. Крепость Димитрия Ростовского построили ниже Черкасска – попробуй пройти!

- Не можем ли мы сравнить репрессии при Советской власти с гонением на казачество во времена Петра Первого?

- В России в ХХ веке революция и гражданская война произвели радикальный слом всей системы. Казаки стали единственной массовой силой, которая поддержала Белое движение. Ведь в Добровольческую армию кто шел - офицеры, студенты, гимназисты. А в России гражданская война – это, как правило, война крестьянская, в данном случае крестьянская масса была на стороне большевиков. Казаков крестьяне называли мелкими помещиками – землевладельцы все-таки, потому похожи на кулаков.

- Как в книге оценивается нынешнее движение, которое называется «возрождение казачества»? Беру в кавычки, так как подлинного возрождения военного сословия сегодня произойти просто не может.

- Конечно, не может. В книге указывается, что крен возрождения взят неверный: ведь сегодня казаком может назвать себя каждый, кто запишется в сообщество: даже в Москве столько записались!... В то же время сегодня на Дону много потомков истинных казаков.

- Значит, возрождение пошло не тем путем? И каков путь, по мнению автора книги, правильный?

- Казаки успели сложиться как этнографическая группа. Нужно дать возможность и предоставить поддержку их свободного культурного развития на уровне хуторов и станиц.