Новости культуры российских регионов
31 октября 2013
Центр

Острым пером

Талантливый юморист порадовал новым сборником прозы.

Знакомство с шестисот (без малого)  страничным  томом журналиста и писателя Владимира Котенко «Медные лбы», изданным  ОАО «Воронежская областная типография»,  вызвало чувства, которые принято называть противоречивыми. Я же имею желание высказаться однозначно: автор творческого актива,  сполна продемонстрированного новым сборником, никак не заслуживает  скромной участи «провинциального фельетониста» (выражение самого  Владимира Михайловича), выпавшей  на его воронежскую долю.

Странный у нас город! И  страна – тоже. Которую, как известно, умом не понять: не пиарит себя, любимого, талантливый человек – и вроде как нет его. Журналистская деятельность, независимо от вида, качества и ранжира СМИ – по определению неблагодарная: периодика на то и периодика, чтобы в  вечности  не задерживается.  Оно, конечно, хороший фельетонист – не меньшая редкость, чем сочинитель  непопсовых романов. Но никакими практическими обретениями  сей приятный факт, к прискорбию,  не оборачивается…

Сестра таланта

Короче: Владимир Котенко издал  богатую книгу – настоящую литературу. Серьезную, несмотря на окраску его разножанровой прозы. Которая  заставляет читателя улыбаться  чуть ли не построчно. Однако авторское уведомлением насчет того, что «Медные лбы» – сатира и юмор, видится мне несколько куцым. Поскольку умаляет писательский масштаб  Владимира Михайловича: он – мастер не только  смешных сюжетов, выверенных  композиций, ловких  стилистических ходов и тонких наблюдений за жизнью. За легкими, непринужденными строчками  – нерядовая эрудиция, внятный  настроенческий (часто лирический  – почитайте хотя бы начало рассказа «Анафема») посыл и, главное, безукоризненное чувство стиля.  Культура письма (не журналистская, отмечу)  позволяет текстам Котенко быть плотными, сочными и как бы напрашивающимися на визуализацию: если их проиллюстрировать, следуя авторским выкладкам   – получим, честное слово, выставочную графику, достойную музейного зала. Все детали повествования писателем выписаны точно и подробно; лаконичные по форме вещи сделаны с той лексической тщательностью, которая говорит о строгом  отборе не то, что слов, но, кажется, даже звуков для текстов. И получаются они артистичными – в плюс ко всему.

«Когда уборщицу Дусю вооружили пудовым ломом  и погнали добить на тротуарах лед, она выразила по этому поводу свое личное неудовольствие: так, мол, и раз этак, дело это мужицкое, а она всего-навсего слабый пол. 

«Иди, иди! – подбодрил ее управдом. – У нас мужики и бабы равны…

В ту зиму снега и люда было, будто на острове Шпицберген, и Дуся вкалывала, пока не исписала лом, как карандаш.

А в субботу почувствовала, что у нее изменилась походка. Шаг стал шире, появилась солдатская выправка, ногу она ставила так прочно, что эхо, отразившись от крыш, пугало дворника Пахомыча, не боявшегося ничего, кроме понижения в должности…»

Просятся на сцену

Остроумие, безусловно – необходимое юмористу качество. И встречается оно, пригодное для выражения на письме, нечасто. Но еще большая редкость, как показывает практика – умение ювелирно построить фразу (то самое чувство стиля!).  Да не одну –  практически все фразы всех вещей книги Котенко. Ничего лишнего – это про такую литературу.

Конечно, при желании в изобретательных котенковских текстах «блох поймать» можно; рука редактора, насколько я поняла, «Медные лбы» не перекрестила. Но когда в целом повествование, какой бы длины-ширины оно не было, – стройное и  организованное по форме, даже предвзятого  педанта мелкокалиберные  «блохи» не смутят. Потому как другие  – чисто содержательные  и ритмообразующие – моменты  увлекают читателя настолько, что отмечать  недочеты он, так сказать, физически не годен. Это только скучная тягомотина  понуждает к анализу непосредственно по ходу ознакомления с ней – невольно. А в случае с прозой Котенко расклад совершенно иной.

Рассказы, повести, пьесы и даже киносценарий! Если бы – вернусь к началу заметок – местные творческие силы, театральные в частности, открыли для себя интересного автора Владимира Котенко, сетований на отсутствие  свежего  драматургического материала, возможно, поубавилось бы. Правда, поставить фантасмагории  нашего юмориста (не лишенные, впрочем, современных реалий, а, напротив, изобилующие ими) дано лишь деятелю той же человеческой зрелости, которая  без труда просматривается  у автора нового сборника. А таких «кадров»  в Воронеже, увы, не густо.

Прецеденты, тем не менее, были – значит, и перспективы  не нулевые. «Пьеса «Железный занавес» обошла сорок театров страны и за рубежом, например, в Китае, – напоминает  писатель в миниатюрной биографической сопроводиловке к своей книге. –  А первая постановка состоялась в Воронежском академическом театре драмы имени Кольцова…»

Жаль, что первая оказалась единственной: острое перо Котенко  явно заслуживает – я опять за свое – большей популярности нежели та, которую  писатель имеет сегодня. Досадно. Хочется верить, что  полиграфическая новинка не только найдет благодарного  читателя, но и изменит несправедливое положение вещей.