Новости культуры российских регионов
26 сентября 2013
Центр

Рапсодия – дуэтом

В художественном музее им. И. Н. Крамского экспонируются подлинники Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.

Московская  компания «АртГит» в очередной раз предложила воронежскому зрителю мировые шедевры – в форме выставки «Рапсодия страсти», развернутой в областном художественном музее им. Крамского. Малоизвестные образцы  графики величайших художников XX столетия Пабло Пикассо и Сальвадора Дали (принадлежность  частных коллекций Франции и США) объединены  в пять полных серий офортов, литографий и рисунков. 

Специалисты утверждают, что такой подход позволяет не только открыть новые грани творчества Пикассо и Дали, но и делает акцент на личностном восприятии гениями литературных произведений, ими проиллюстрированных. На языке рисунка иллюстраторы  постарались выразить весь  набор (джентльменский и не очень) страстей  героев пьес Маркиза де Сада, Фернана Кроммелинка и мемуаров Джакомо Казановы.

Не покорили, но потрясли

Любовь и ревность, жестокость и лукавство, обман и преданность, иллюзии и их неизбежный крах  – все, чем живут и от чего страдают люди, отражают работы художников. Каждый сюжет – не только литературная иллюстрация: музыка чувств (бери больше – страстей!) наполняет рисунки Дали и Пикассо. По совокупности «Рапсодия страсти» и получилась – стильно оформленная, эффектно поданная.

– Хотел бы поблагодарить «АртГит»  за то, что он возит в Воронеж содержательные материалы, – сказал на предварившей показ пресс-конференции директор театра Владимир Добромиров. –  Мы больше привыкли к тем частым  выставкам, которые – как жвачка, легкая в употреблении. А «Рапсодия страсти» требует особого труда: она очень сложна и по содержанию, и по технике исполнения, и композиционно.

Четыре года назад случилось первое пришествие «АртГита» в Воронеж. Тогда арт-директор компании Александр Щеляков сообщил, что в его планах – показать здесь очень масштабный, долгоиграющий выставочный проект «Имена, которые покорили мир».

– Конечно, и Пикассо, и Дали не только покорили, но и потрясли мир, – объяснил Щеляков стремление  организаторов воздать разом двум художникам. – Почему  мы их, таких разных, объединили в одной выставке? Разных и по темпераменту, и по манере? Во-первых, это люди, оставившие после себя целое направление в изобразительном искусстве. И тот, и другой были итальянцами. Несмотря не разницу в возрасте, дружили; очень нечасто столь яркие личности становятся друзьями. Пикассо с трепетом относился к творчеству Дали, с пристрастием наблюдал за его деятельностью. И жизнью – тоже, в бытовом ее срезе: когда (в  40-х годах) Дали был вынужден уехать – в первый раз – в США, не имея на это средств, Пикассо покупал ему билет.

Поделился сокровенным

Еще точка соприкосновения: оба художника испытывали огромное (уместно сказать – страстное) желание  жить  и работать со своей главной Музой.

– И если у Дали эта Муза была одна, то у Пикассо их оказалось несколько, –  продолжал Щеляков. – Но и у того, и у другого были русские супруги. А самый главный момент, объединивший в рамках одной выставки этих художников – они оба безумно любили мировую литературу. И именно из литературных произведений черпали все новые и новые сюжеты. Дали вообще говорил, что его живопись – всего лишь вершина айсберга; все остальное  – иллюстрации литературных произведений. Он их проиллюстрировал более двадцати.

Дали и Пикассо – известные крушители стереотипов. Не только в изобразительном искусстве: прочтение этой парочкой чужого творчества тоже было вольным (а то и фривольным), неподотчетным существующим канонам. Потому-то на выставке, приехавшей в Воронеж, «выступают» еще три величайших имени своего времени, поданных художниками в обход общепринятых интерпретаций.

Бельгийский писатель и драматург Фернан Кроммелинк, пьесы которого поставлены практически во всех странах мирах, представлен иллюстрациями Пикассо к «Великолепному рогоносцу». В двенадцати  сценах этого произведения  (офортах) художник, которому на момент создания серии исполнилось восемьдесят семь (!) лет,  показывает мир чужих страстей, доведя их до абсурда. Откровенно эротичного. «Пикассо убегал от смерти», – прокомментировал пикантное мироощущение дряхлеющего гения Александр Щеляков.

Серия из двадцати пяти  работ Пабло Пикассо «Калифорнийский альбом» –  самая, пожалуй, личностная, острая  и интимная мелодия внутренних исканий самого художника. Она создана, как страницы его жизни, как ежедневные наброски чувств и эмоций, пришедшихся на пору его последней и, скорее всего, самой сильной любви. О степени обнаженности чувств автора говорит тот факт, что первоначально альбом не предполагался к публичному показу. Но в дальнейшем  почему-то Пикассо решил открыть человечеству свою внутреннюю творческую мастерскую. И позволил стороннему глазу наблюдать, как менялось его настроение, как отражалось в рисунке отношение к любимой женщине, как он воспринимал сцены-декорации театра своей жизни на знаменитой вилле «Калифорния».

Муки Маркиза де Сада

Еще более отчетливо сложный внутренний мир мэтра отражен в литографиях серии «Пикассо и человеческая комедия», выполненной как раз в тяжелейший период  переживания автором  кризиса в личной жизни. Оставшись в одиночестве, будучи атакованным  трагическими  размышлениями  о неизбежной старости и смерти, Пикассо создает по-детски наивные, порой даже иронично-смешные картинки театра и цирка. Наездники, карлики, клоуны, акробаты соседствуют с обнаженными моделями и художниками, пытающимися запечатлеть неповторимый миг из разыгрываемой пьесы судьбы.

Мир театра жизни и его самых разных героев по-своему отражен в двух сериях произведений Сальвадора Дали по рассказам Джакомо Казановы и пьесам Маркиза де Сада (чье имя после просмотра выставки сложно сопоставить с термином «садизм»). Создавая  гравюры к мемуарам Казановы, Дали наполняет их фантазийными сюрреалистическими  образами и сценами, призванными обнажить тайны интимных сторон человеческой натуры.  Иллюстрируя три пьесы французского писателя и мыслителя прошлого Маркиза де Сада «Танкред», «Несчастье в ошибке» и «Близнецы или трудный выбор», Дали творит, опять-таки, полифонию из двадцати пяти   крупномасштабных литографий, где страсти и эмоции героев проявляются как бы на сцене. Для этой выразительнейшей серии характерно активное использование цветовых контрастов, ярко раскрывающих и подчеркивающих детали «любовных преступлений» и душевных мук – как Маркиза де Сада, так и  героев его драматургии.

В целом «Рапсодия страсти» выводит на зрителя ошеломляющее разнообразие графического творчества Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, напоминая, что великий театр жизни состоит из эмоций, страстей и чувств. Сильных, слабых, добрых, злых,  сливающихся в единую мощную  Музыку с большой буквы. Не способный ее услышать не знает, что такое жизнь – со всей ее нервной тканью…

Работы Пикассо и Дали, объединенные в московский проект, уже увидели жители Ставрополя, Саратова, Краснодара, Кисловодска, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Омска, Нижнего Новгорода. В Воронеже выставка проработает до 8 декабря. Тем, кто сомневается в подлинности ее экспонатов, в музее покажут сертификаты, эту подлинность удостоверяющие.