Новости культуры российских регионов
29 августа 2013
Центр

Не ждали

В выставочном зале на Кирова открылась выставка-пионер.

Второе  программное событие фестиваля современного искусства «Чернозем»: в муниципальном выставочном зале (Кирова, 8) развернулась выставка  «Народные мотивы в творчестве современных художников Черноземья». Как заметил на открытии начальник городского управления культуры Иван Чухнов, этот зал много чего повидал. Но современное искусство посягнуло на престижную площадку впервые. И не без оснований.

В экспозиции представлены работы авторов Воронежа, Липецка, Курска, Тамбова новейшего времени – с начала 90-х годов прошлого века до наших дней. Большей частью – из частных коллекций. Тема, если обобщать, – народные сказания и эпические повествования. Это согласно пресс-релизу. А если трактовать ее без использования жестких формулировок  – выставка объединила всякие-разные «наивные» вольности, способные и повеселить зрителя, и просветить, и уважить его эстетическое чувство.

Липецк – не жемчужина

Случай тот, когда – нет, не  узок круг этих революционеров-авторов. Которые, как ни парадоксально прозвучит, одновременно традиционалисты. Взаимоисключающие явления не помешали выставке оправдать ее концепцию, о которой ниже. Пока же – об очевидном, а значит неоспоримом:  имена авторов говорят сами за себя.  В одной упряжке» – уже отчасти легендарный керамист Василий Лямзин и непредсказуемый оригинал (не сказать, ерник) Евгений Чепурин. Скульптор Владимир Петрихин, известный своим «корневым» творчеством (ваяет чудные фигурки из древесных сучьев и корней), и  его утонченный коллега  Юрий Астапченко. Разножанровый Валерий Мишунин и поэтичный  Иван Бондарев. Фундаментальный Александр Старилов и обаятельный  Александр Ножкин. Отец и сын  Горшковы, Сергей и Иван, друг на друга совершенно не похожие; ряд можно длить…

Сергей, кстати, – одновременно куратор «народной» выставки. Что для автора – нагрузка даже не двойная, а – в энной степени. «Мне, как художнику, самому куратор нужен, который мной занимался бы, – откровенничал Горшков-старший. – А тут пришлось брать на себя организаторские функции, уговаривать товарищей дать работы в экспозицию, некоторых буквально за шиворот тащить. Художники – люди, требовательные к себе. Многие считают, что еще не достойны такой большой выставки…» Если не он, то – кто же: «Чернозем» и в целом – инициатива Сергея Горшкова.

Его же стараниями воронежцы имеют возможность увидеть на Кирова произведения не только воронежских мастеров. Среди иногородних  – такие авторитеты, как липчанин Юрий Татьянин, представивший три «насмешливых» работы. Эдакие контрапункты официальному скудоумному позитиву, избитым чиновным речёвкам типа «Липецк –  жемчужина Черноземья».  

– Наши металлурги самые металлургичные, наши девушки самые красивые, наши пенсионеры самые довольные, наши спортсмены самые сильные, – откровенно веселясь, перечислял Татьянин примеры  номенклатурного  оптимизма. – Я, как социальный примитивист, сделал некие пародии на это безобразие. Нельзя себя так захваливать, когда оснований  нет. В Липецке  дороги проваливаются, а нам говорят, что он – жемчужина…

Понятно, что безоблачной судьбы в родном городе картины Татьянина не обрели. Увидел их, выставленными в летнем салоне, большой городской чиновник – и художник, впечатлившись  реакцией власть имущего зрителя, скоренько снял свои хулиганистые работы с галерейных стен. Дабы не подводить хозяев «заведения». «В Липецке не приветствуется ничего, кроме соцреализма и творчества а-ля Шилов-Глазунов-Софронов. Все остальное – не формат, сделанный социально-чуждыми элементами …»

Новый этап

Примерно с той же долей провокативности – в самых разных ее вариантах – исполнено большинство экспонатов воронежской выставки. Пестрой, яркой и даже, кажется, громкой: это, ни дать ни взять, сборная солянка антуража для народных гуляний. На мой вкус – вполне себе «наваристая». Которую, конечно, никто не заказывал:  не ждали, нет. Тем больше информации к размышлению.

Выставку приняли тепло. Она, знаете, как-то по-хорошему расслабляет. И заставляет вспомнить об истоках – не только в историческом смысле, но – в рамках личной судьбы  каждого из нас. Все ведь были детьми, все рисовали кулюшки-мулюшки на листке в клеточку и лепили не пойми что из пластилина, упиваясь процессом. И были неизменно довольны его результатом, поскольку  вкладывались в оный со всей непосредственностью и искренним усердием. Тот же подход к делу исповедуют авторы «народной» выставки, что читается со всей однозначностью.

Самые, пожалуй, эффектные экспонаты – объекты. Твердо и не очень стоящие на ногах и лапах, летающие, парящие, зависшие  и пр. Не без балагана, не без архаики, не без кривляния и нарочитых деформаций, но при том – не без изысков и высокопробного остроумия. В самом строгом понимании терминов. А если рассматривать выставочный набор с целью выделить что-то конкретное – смысла в том ноль; нельзя сравнивать несравнимое. Нам же не приходит в голову подгонять под одно лекало искусство оперное и драматическое – тут то же самое. Разноперая экспозиция хороша именно по совокупности, что отмечалось и в кулуарных речах, и в официальных. 

– Много в ней лукавой иронии, много смыслов заложено, – охарактеризовала выставку руководитель департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко. – Работ – большое количество, и они, соседствуя и взаимодействуя друг с другом, совершенно по-новому, мне кажется, открываются зрителю. Какие-то смотрятся очень выигрышно на общем фоне, а какие-то, может, и потерялись, не знаю; во всяком случае, эта выставка – интересная и достойная. Новый этап разговора о современном искусстве.

Удивительное – рядом

– Фестиваль «Чернозем» во многом спровоцирован желанием выставить произведения  тех художников, которые на чей-то взгляд могут показаться провинциальными, – упредил ремарки скептиков директор фестиваля и арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков. – А на наш взгляд, эти художники самобытны. Потому что делают интересный авторский продукт.

Тему – достаточно, надо признать, небезболезненную – продолжил куратор.

– Мне, как человеку, живущему и работающему в нашем прекрасном городе, всегда было странно слышать, что в провинции недостаточно творческих сил, что все нормальные люди уехали в столицу, а здесь никого уже  не осталось, – сетовал Сергей Горшков. – Поэтому я, зная многих замечательных и даже гениальных художников, у которых не всегда хватает смелости о себе заявить, взял на себя организацию выставки. Хотелось показать здесь не какие-то законченные музейные произведения, а – сам творческий процесс. Дать зрителю представление о том, насколько он удивителен и увлекателен. Присутствие же на выставке народных мотивов адекватно их влиянию абсолютно на всех людей, живущих в нашем Черноземье. Все мы знаем и поем народные,  родные песни – по самым разным случаям. Да, мы посещаем театры и рок-концерты. Но когда приходят в гости друзья, и мы садимся выпивать – обязательно затянем «Ой, мороз-мороз» или «Черного ворона». А уж в мастерской каждого художника обязательно есть криночки, свистульки, привезенные из фольклорных экспедиций, вышитые полотенца – не где-то там, в дальнем углу, а на почетном месте. Все эти обыкновенные предметы часто являются источником вдохновения, подталкивающего к созданию чего-то необыкновенного…

Под таким ракурсом и предлагаю рассмотреть выставку: уж в том, что удивительное – рядом, а сказка стала былью, она точно убедит.