Считается, что двум творческим людям в одной семье – не житье. А на одном холсте? Художник-муж и художник-жена творят в четыре руки – а в итоге получается картина, двумя именами подписанная. Это как?!
Ответ дает выставка супругов Колесниковых, открывшаяся на днях в «Нефте». Правда, большинство ее экспонатов – произведения, имеющие единственного автора. Но название – «Этюд на двоих» – продублировано работой, установленной на мольберте. Как бы центральной, основополагающей. Значит, на пару все-таки тоже «сочиняют» – как, скажем, Ильф и Петров…
Не все так просто
Смешного, однако, результаты совместного труда Надежды и Владимира Колесниковых, в отличие от перлов легендарных писателей, не обнаруживают. Тут совсем другие эмоции в ходу – лирико-романтического, большей частью, толка. Причем – в стабильном, если говорить об организационной стороне дела, варианте: супруги показывают свою живопись в «Нефте» не впервые.
Творческая пара верна себе – выставляется в стенах галереи уже в третий раз. И в качестве зрительской аудитории собирает как давних своих почитателей, так и – неофитов. С теми и другими авторы охотно общаются, объясняя принципы своего сотворчества. Если, конечно, последние поддаются объяснению: частенько то, что появляется на общем холсте – интуитивный выбор одного мастера. Соглашается с ним второй, предлагая какие-то «усовершенствования» – получается то, что надо.
– Вообще сосуществовать двум художникам в рамках одной работы практически невозможно, – улыбается глава семьи. – У каждого из нас – свое видение, своя точка зрения; чаще всего просто советуемся, что-то поправляем в работах друг друга. В результате получается неплохо… А что конкретно до «Этюда на двоих» – замыслил его я, но… Композиция не устроила – и Надя ее подкорректировала.
На открытии выставки прозвучало: совместная жизнь и совместная же творческая деятельность двух авторов по определению предполагает проникновение в живопись каждого из них другого человека. Но – это только на первый взгляд; на деле не все так просто.
Страшная сила
При внимательном изучении работ Колесниковых отмечаешь: авторы – подчеркнуто (почти принципиально!) разные. Надежда – более мягкая, более лиричная. «Заточенная» на живописные подробности, милые сюжетные детальки – порой не без сентиментальности. Женственная, одним словом. А Владимир с его ритмическими вертикалями, укрупненными образами – отчетливо динамичен, особенно в пейзаже. Роднит же художников, пожалуй, эстетическая сторона дела: ясно, что вкусы у супругов – сходные. Было б чему удивляться…
Пишут они – оба – в реалистичной манере. Но вдохновенные преображения реальности – налицо, особенно у Владимира: ему важно, чтобы произведение было не зарисовкой, но – фразой, а то и притчей. Иллюзорность, фантазийность изображения – тоже сильная сторона такого творчества, работающая, как ни банально, на красоту в чистом виде. А она, согласитесь, – страшная сила…
Нечаянно подслушала, что Владимира спрашивали: «А где же твой дождь?» Оказывается, художник Колесников слывет настоящим певцом мокрого явления природы. Которого на новой выставке – ищи-свищи… Наверное, это симптоматично: живописец сделал выбор в пользу яркой палитры и мажорных, экспрессивных сюжетов вместо того, чтобы перепевать прежние мотивы в серых тонах. Хотя поэтичнее дождя – а Владимир определенно поэтичен – и вправду мало что сыщешь. Но – не тот, что называется, сезон: лето, солнце, яркий свет, активная палитра! Которые и есть – главное содержание семейной выставки Колесниковых.