Новости культуры российских регионов
13 марта 2012
Сибирь

Кажется, живой

Руководители творческого объединения «Ракурс» представили документальный фильм о Владимире Высоцком «Уйду я в это лето».

В течение двух дней,  28 и 29 февраля, томичи имели возможность увидеть редкие документальные кадры старых хроник, на которых запечатлен Владимир Высоцкий. Показ был организован московским творческим объединением «Ракурс» и томской некоммерческой организацией «Парус».

«Очи черные», а титры мексиканские

Встречи с москвичами Александром Ковановским и Игорем Рахмановым, авторами многих документальных фильмов о Владимире Высоцком, в театре-студии «Перекресток» и кинотеатре «Киномакс» проходили под девизом «Кажется – живой». Название –ироничный намек на недавнюю шумную премьеру фильма «Спасибо, что живой». Почему ирония? Александр и Игорь предпочитают не комментировать и не давать оценок чужому фильму. То, чем они занимаются в течение последних 15 лет, лежит совершенно в другой плоскости, хотя тоже связано с творчеством Высоцкого. Их интересует не столько интерпретация фактов и событий, сколько сами факты, в смысле кадры. Ценность работы Ковановского и Рахманова в том, что они не просто собирают по всему миру документные кадры, на которых зафиксирован Высоцкий, но и прикладывают усилия, чтобы получить эти материалы в Россию и ввести  в культурный оборот, делают их достоянием общества
Это своеобразное опубликование архивов.

Встреча в «Киномаксе» началась с таких вот архивных кадров, ранее не представленных в отечественной кинодокументалистике. Владимир Семенович с экрана поет «Очи черные». Вроде бы ничего нового, но титры на испанском. «Это мексиканские съемки 1977 года, - пояснил Александр Ковановский. –  Песня записана мексиканским телевиденьем. Перед нами одна из лучших документальных съемок Владимира Семеновича, свидетельствующая о том, какое внимание к Высоцкому было со стороны зарубежных телекомпаний».

Понять радость и гордость Ковановского может только коллекционер раритетов. Но для учредителей «Ракурса» поиски редких кадров - не просто собирание, это их образ жизни. Своего рода подвижничество. Поэтому и сотрудничают они с такими же подвижниками, которых объединяет имя Высоцкого. Например, с Марленой Зимной, организатором единственного зарубежного музея Владимира Высоцкого. «Большая часть съемок, кадров, включенных в наши фильмы – это результат работы Марлены Зимны. То, что она делает – это обыкновенный человеческий подвиг. Она одна. Сама музей создала, сама его содержит. У нее нет сотрудников», - признался Александр Ковановский.

Музей находится в польском городе Кошалин. Там же проходит фестиваль документального кино. Фильм «Я уйду этим летом. Памяти В.Высоцкого» Ковановского и Рахманова, показанный в заключении вечера, отмечен Гран-при этого фестиваля.

«Так с чем мы подошли к неюбилею»?

Но прежде, чем перейти к трем трагическим дням, которые потрясли Москву и мир, организаторы творческого объединения «Ракурс» угостили томских зрителей кадрами любительской съемки с празднования  10-летия Театра на Таганке. По словам Игоря Рахманова, этот фильм хранился долго в частном архиве.  Чтобы его можно было показывать, с пленкой поработали два Павла,  Алимов и Евдокимов. Тем не менее, технический брак (размытые кадры) остался, но ради содержания можно было пожертвовать и качеством. «В этой съемке Высоцкий занимает не главное место, но там есть атмосфера Таганки», - предупредил Игорь. Действительно, Отсутствие резкости в кадре с лихвой компенсировалось неповторимой атмосферой 70-х. К тому же, фильм подарил встречу с молодыми кумирами того времени. Ведь Таганку пришли поздравлять актеры других театров. Эти кадры вернули большинство зрителей в пору их молодости или юности. И уже за это огромное спасибо «Ракурсу». Ну, а за песню «С чем мы подошли к неюбилею?», которую поет Владимир Семенович в самом начале фильма, - отдельное спасибо. Ведь, кроме как на этом театральном капустнике, она никогда и нигде больше не звучала.

Черногорские мотивы

Как не звучало нигде, кроме Югославии, стихотворение «Черногорские мотивы». Оно было написано Высоцким ночью, во время съемок советско-югославского фильма «Окаванные шоферы» (в советском прокате он шел как «Единственная дорога»). Снимал его югославский режиссер Владимир Павлович. Для картины Владимиром Высоцким было написано три песни, но лишь одна из них вошла в окончательный вариант картины.
Мы ее знаем под названием «Он не вернулся из боя».  

«Думаю, для всех югославских зрителей, особенно для тех, кто воевал, эта песня будет близка. Потому что это песня о дружбе двух людей, о том, как человек потерял своего друга, с которым он прошел всю войну бок о бок», - вот такими словами предварил Владимир Семенович исполнение перед камерами югославского телевиденья.

- Телевиденье Титограда (ныне Подгорица, столица Черногории) предложило Высоцкому записать программу, которую он выстроил сам, - пояснил томским зрителям Александр Ковановский. – Запись этой съемки более 30 лет хранилась в архивах югославского телевиденья, и случайно были обнаружены несколько лет назад. Эти кадры фактически не известны российскому зрителю. Года два назад мы смогли выкупить их у телевиденья Черногории.

Высоцкий читает стихотворение «Черногорские мотивы» на фоне той же каменной стены (или гор), которая выступает декорацией и для песни. Между стихами и песней определенно существует внутренняя рифма. «Тот же лес, тот же воздух и та же вода…», - поет в песне. А Стихи начинаются со строк:

 «Водой наполненные горсти
ко рту спешили поднести:
впрок пили воду черногорцы,
и жили впрок до 30!

А умирать почетно было,
Средь пуль и матовых клинков,
И уносить с собой в могилу
Двух-трех врагов, двух-трех врагов…»

Сегодня, для российских зрителей, эта запись ценна еще и тем, что сделана она была в 1974 году.  Это был год  десятилетия «Таганки», удачный год для самого Высоцкого. Он впервые оказался в Югославии. А кадры, где Владимир Семенович говорит о своей работе в картине советско-югославского производства, просто на вес золота. «Это довольно интересная идея, - поясняет артист. - Дело в том, что в 1944 году была история:  немецкий танковый парк стоял в Югославии без горючего. Чтобы их заправить, шла колонна из 200-300 бензовозов. Шоферами были русские пленные,  которые были прикованы цепью к плите. Партизанам сообщили, что за рулем – русские. И те не могли стрелять, потому что погибли бы люди. Я играю одного из окованных шоферов, роль у меня без слов, зато я пою песни. Снимали в Черногории, в очень интересных местах».

Чтобы выкупить эти редчайшие кадры, Александру и Игорю потребовалось несколько лет, чтобы найти спонсоров и отрегулировать все нюансы с правообладателями.

Три жарких дня в июле 1980

Значительную часть кадров, которые увидели томские зрители во время творческого показа, были сняты иностранными журналистами и операторами. Особенно это касается трех трагических дней, когда друзья и поклонники творчества Высоцкого хоронили своего кумира, а официальная Москва ставила новые рекорды на олимпиаде и не замечала смерти выдающегося артиста. Фильм Александра Ковановского и Игоря Рахманова построен на этом противостоянии официального непризнания таланта Высоцкого и народной любви к нему. Нескончаемая очередь к театру на Таганке, которую «охраняют» милиционеры в голубой форме, и олимпийские объекты. Опустившая, «защищенная» от народа Москва, с показушными новыми районами, и лица людей, которые плачут, стоя в скорбной очереди.

- Фильм повествует о несколько днях прощания с Владимиром Высоцким 25-28 июля 1980 года. В фильм вошли эксклюзивные, обнаруженные в последнее время материалы, снятые операторами телевидения Франции и Германии. Кто только на эту тему ни высказывался. Мы постарались найти свой ход, чтобы это не были воспоминания в жанре телевизионной передачи, - заверил публику режиссер Александр Ковановский. - Мы не смогли избежать закадрового голоса, он присутствует. Потому что решили напомнить, как все происходило. Документальные съемки похорон Высоцкого представляют достаточно большой объем, а вовсе не несколько кадров, которые показываются. Мы старались максимально использовать все съемки, чтобы передать атмосферу, чтобы, как выразился один из героев фильма, мы могли «понюхать» то время. Это Петр Солдатенко, режиссер, кинодокументалист, единственный советский кинооператор (неофициальный), который запечатлел все, что происходило на Таганской площади и на Ваганьковском кладбище.

Еще два человека появляются в кадре – Юрий Любимов (запись 1981 года) и Василий Аксенов, записанный 15 лет назад. Сами по себе это тоже уникальные кадры. Кроме того, в фильме много эпизодов с живым Владимиром Высоцким. В основном это эпизоды из спектакля «Гамлет», который игрался на подмостках белградского театра, когда Театр на Таганке гастролировал в Югославии. Тема «Гамлета» («быть или не быть») – важная тема, она многое определила не только в творчестве, но и в судьбе самого Высоцкого. Поэтому авторы фильма так часто прибегают к цитированию, ибо эти эпизоды звучат как развернутые метафоры или как многозначные комментарии к биографии поэта и актера.

- Фрагменты из спектакля «Гамлет», который игрался в Белграде (Югославии), в 1976 году на фестивале БИТЕФ, недавняя находка, - пояснили авторы фильма уже после его показа. – До этого фильма эти кадры лежали никоим образом не использовались. Вообще, с того момента, как был сделан этот фильм, выяснилось, что были люди, которые снимали похороны Владимира Семенович. Это и есть открытия, которые нас ожидают.

Фильм «Этим летом я уйду» дал возможность томским зрителям посмотреть на то время с позиции сегодняшнего дня, и из того времени на сегодняшний день. И еще раз убедиться, что смерть Высоцкого стала первым шагом к бессмертию.

После показа представителям творческого объединения «Ракурс» томичи преподнесли букет род, на лепестках которых был отпечатан портрет Высоцкого.