Новости культуры российских регионов
5 ноября 2011
Сибирь

Лукашенко forever?

Томичи первыми увидели фильм Екатерины Кибальчич «Белорусская мечта».
Фильм журналистки Первого канала Екатерины Кибальчич не был предусмотрен программой фестиваля документального кино «Frontline в Томске. Шаг II». Но Юрий Бурцев, координатор проекта «Frontline в России» и ведущий дискуссионного клуба, предложил аудитории абсолютно новый, только что смонтированный фильм о выборах президента Белоруссии в декабре 2010. Зрители согласились и ни минуты не пожалели. «Белорусская мечта» очень хорошо вписалась в тему минифеста - «Горький вкус свободы». Это название фильма Марины Голодовской об Анне Политковской, который так же был показан томской аудитории, определил и тему дискуссий, которые велись в течение трех дней, с 28 по 30 октября. Местом некоммерческого показа стали вузовские аудитории, зал художественного музея и конференц-зал одной из гостиниц. Перед началом показа зрители увидели видеоролик о Frontline Club, чью политику в России реализуют Центр экстремальной журналистики Союза журналистов России и «Frontline в России». Организаторы фестиваля так сформировали программу, что проблема свободы и несвободы рассматривалась не только на российских примерах, но и на событиях, которые случились в недавнем прошлом на территории Ирана, Польши, Италии, Белоруссии, США. Почему «горький»? Потому что герои всех фильмов либо отдали свою жизнь за права человека, как Наталья Этемирова, Анна Политковская, иранская молодая женщина Неда, либо свободу за свои убеждения, как Михаил Ходорковский, польский диссидент Яцек, либо лишились иллюзий демократических преобразований в России и Белоруссии, либо подвергаются гонениям за выбор быть не такими, как все. Фильмы из коллекции клуба «Frontline» не идут на широком экране, по каналам телевидения, поэтому каждый показ – это своего рода премьера в том или ином городе. Но в случае с фильмом «Белорусская мечта» можно говорить о том, что это была премьера мирового масштаба. Потому что несколько десятков томичей стали действительно самыми первыми зрителями фильма молодого режиссера. Что такое белорусская мечта? Чтобы понять истоки этого устойчивого сочетания, надо отмотать нашу жизнь, как киноленту, на несколько лет назад. Что герой фильма Екатерины Кибальчич и делает буквально: он вставляет в старый киноаппарат пленку - и мы оказываемся в советской республики Белоруссия. Именно тогда, когда республика была превращена фасад страны, в красивые западные ворота СССР, и родилась эта метафора советской действительности. Хроника показывает и отстроившийся после войны Минск, и белорусские магазины, где можно было купить дешевый трикотаж, и счастливые лица минчан. Для многих поколений советских людей белорусская мечта – это мечта о чистом и уютном городе, хорошем достатке, низких ценах на качественные продукты и вещи. Для кого-то мечта становилась реальностью, а условие для осуществления этой мечты было простое – надо трудиться. Но перед тем как зрителям показать город своего детства, герой произносит фразу, где сочетание «белорусская мечта» наполнено совершенно другим смыслом. Он говорит, что мечтает, чтобы 19 декабря 2010 года никогда не повторилось, чтобы похожие события стали бы такими же безвозвратными, как советские времена. Интрига озвучена. Зритель уже ждет разъяснения, что же случилось в тот день, когда на смену одной мечте пришла другая? Режиссер к кульминации, то есть к выборам президента Белоруссии, подводит постепенно, показывая, как жила сначала республика, потом независимое государство Белорусь, как менялась мечта народа. Мечта – это ключевое слово в названии фильма. Несмотря на общее прилагательное «белорусская», на деле у жителей Белоруссии были и есть разные мечты. Герой фильма все время возвращается в жаркое лето 1994 года, когда белорусский народ выбрал своим президентом председателя совхоза Александра Лукашенко. Люди старшего поколения, кто отдал свой голос «батьке», связывали с президентом «от сохи» мечту о стабильной жизни, как в советское время. Позже эту мечту о сытной стабильности назовут «мечтой о чарке и шкварке». В глазах женщин Бобруйска, с которыми герой познакомился на народном гулянии, Лукашенко – «их» президент, потому что реализует их мечту. Другую часть населения, преимущественно людей молодых, раздражают популистские заявления и действия президента Лукашенко, накапливается недовольство им и желание сменить главное лицо страны. Далее в фильме зритель видит лица кандидатов на пост президента, слышит их речи. С ними недовольные Лукашенко связывают свою мечту о демократических выборах, о свободах и правах человека. Но вопреки растиражированному слогану одной из госкорпораций, мечта целого народа соседней страны не сбылась. Она была избита, растоптана на площади перед парламентом. Хотя многие сотни тысяч белорусов мечтали проснуться 20 декабря 2010 года в стране, где нет президента Александра Лукашенко, нет всесильного КГБ, где милиция не хватает каждого инакомыслящего. Но от той мечты на площади остались чья-то вязаная шапка, окровавленный бело-красно-белый самошитый флаг, и сломанные удочки, которые служили древком. Почему Лукашенко победил? Не только потому, что выборы были сфальсифицированы, но и потому что у президента тоже была и есть мечта. И эта мечта вступила в жесточайшее противоречие с мечтой других белорусов. Она называется «наследник». Камера показывает папу Коли с десятилетним сынишкой на военном параде 9 Мая, в хранилище, где лежит золотой запас нации. Везде и всюду мальчик с папой. Проходит так сказать пассивную практику. У Коли, видимо, тоже есть своя мечта, вполне определенная – занять место папы. В фильме Екатерины Кибальчич показана еще одна группа людей, чьи мечты определяются двумя словами «любовь и свобода». Это новые «декабристки» - жены кандидатов в президенты, избитых, посаженных в тюрьму, оклеветанных. Симпатии автора фильма и зрителей на стороне этих женщин, которые оказались морально сильнее своих мужей. Есть в фильме эпизод, который заставил прослезиться некоторых: когда одна женщин кричит мужу, которого уводят милиционеры: «Федя, я тебя люблю!». Такие простые слова, но какой политический и даже философский подтекст они приобретают в контексте эпизода и всего фильма! И этот кадр по эмоциональному воздействию на аудиторию ни в чем не уступает страшным кадрам разгона демонстрантов и избиения кандидатов в президенты. Так что же, думаешь в конце фильма, белорусская мечта недостижима? И Лукашенко forever? Надежду думать иначе дают молодые лица, которые чередой проходят в финальных кадрах. Оказывается герой, чьего лица мы не видим, это собирательный образ молодого поколения Белоруссии. И это поколение уже знает, какая свобода бывает на вкус. Фильм Екатерины Кибальчич томские зрители оценили громкими аплодисментами. Хлопали, как можно громче, чтобы автор в Минске могла с помощью сотовой связи слышать реакцию публики. А потом началось обсуждение. Фестиваль и предполагает такой формат: фильм и дискуссия. Среди претензий - соображения частного порядка: «Почему не показали работающие заводы? И полки в магазинах уже не такие пустые», «однобоко показано». Но были высказаны и другие оценки: фильм «умный», «эмоциональный», «убедительный», «актуальный», «острый», «полемичный», «хорошо сделанный». На мой взгляд, фильм Екатерины Кибальчич - это наглядное пособие к учебнику истории по новейшей истории. Но проблема в том, что такой учебник не написан. И вряд ли будет написан. Потому что, как правило, в учебники не входит та история, которая как раз и волнует народ, живая история. Не написан, потому что ни в Белоруссии, ни в России в ближайшем будущем не выпустят в свет изложение событий в трактовке, которая противоречит официальной идеологии. Пока ученики не написана, мы будем изучать новейшую историю по таким фильмам, как «Белорусская мечта».