Новости культуры российских регионов
19 марта 2010
Поволжье

Люди хотят поэзии

В сети появился альманах «Маргиналы Самары - 2010».
Он включает поэзию и прозу 15 колоритных литературных фигур столицы губернии, как общепризнанных, так и ушедших в глубокий «андеграунд». «Маргиналы» призваны показать так называемую альтернативную словесность Самары, малознакомую широкому читателю, но, безусловно, заслуживающую внимания. В разное время в литературе рядом с общепризнанным мейнстримом всегда существовала маргинальная словесность. Даже при советской цензуре «причесанному» соцреализму противостоял полный литературных шероховатостей «самиздат». Это закономерно: литература сопротивляется однообразию. И то, что сегодня считают сором, может завтра получить признание. К тому же без учета альтернативной словесности трудно оценить современный литературный процесс. В определенной степени теперь такая возможность есть и у самарцев. «Маргиналы» - своеобразный срез нашей «альтернативной» литературы за последние пять лет. Альманах создавался при активном участии скандально известного творческого сообщества «Веселье ЕбиниZера», с творениями которого знакомы завсегдатаи литературных вечеров в «Сквозняке». Редактором и собирателем текстов стал руководитель объединения, выступающий под псевдонимом «Кузьма Курвич», дизайнером - Василий Свиноухов. Их творчество наравне с четырьмя другими авторами «ВЕ» открывает книгу. Кстати, это уже не первый в практике сообщества самиздатовский альманах. «Неблагополучные «клубно-эстрадные» участники альманаха как бы противопоставляют себя традиционной «союзписательской» и инновационно-элитарной «поэзиям», - считает Кузьма. Однако авторы, якобы уклоняющиеся от литературной традиции, на самом деле ей следуют. Сборник открывается предисловием с почти пушкинским «Ну что ж, читатель, в добрый путь!». В стихах Курвича звучат интонации абсурда Хармса. «Венди Райт» Свиноухова - не что иное, как перифраз мамоновской «Бутылки водки» - гимна хмельному напитку, наделенному чертами Богородицы. Стихи Сергея Грэя звучат то как «Нате!» Маяковского, то как «заумь» Хлебникова. Если вспомнить, что автор читает их, применяя «гроулинг» (рычащее пение), получается и вовсе футуристически. А опусы Ромы Машира напоминают эпически развернутые «садюшки» классика советской маргинальной поэзии Олега Григорьева с избивающим и избиваемым героем в главной роли. Отдельный интерес представляют творения корифеев самарской литературы Сергея Щелокова и Георгия Квантришвили. Первого вряд ли зачислишь в «маргиналы», но оказывается, и в этой ипостаси автор не менее экстравагантен. У Квантришвили здесь, вместо ожидаемых стихов, представлен ироничный и шокирующий натуралистическими подробностями рассказ о поездке подростков на «халявную» дачу. Пожалуй, можно согласиться со словами одного из авторов: «Имея дело с маргиналами, ни в чем нельзя быть уверенным». Но в одном можно быть уверенным точно: саркастически беспощадная и злободневная литература, такая же, как наша жизнь, в Самаре есть. Скоро он тиражом в несколько десятков экземпляров разойдется в узких кругах. Его презентация запланирована на 1 апреля в баре «Сквозняк».