Новости культуры российских регионов
13 декабря 2007
Сибирь

Начало города – есть храм

Первая строчка стихотворения Александра Цыганкова из сборника «Тростниковая флейта» определила тему выставки его живописных и графических работ.
И хотя экспозиция, развернутая в фойе Дома ученых, включает в себя и пейзажи, и портреты, и книжную графику, есть даже одно абстрактное полотно, но главный ее жанр – городской пейзаж, а главный сюжет – томские храмы. Все вместе – признание в любви городу, в котором поэт и художник Александр Цыганков живет с 1993 года. Томск как город-храм присутствовал в его творчестве и раньше. Этюд Воскресенской церкви, которую Цыганков поэтически называет «храм Спаса на снегу», еще в начале 90-х перекочевала на постоянное место жительства в Германию. И Спасской церкви в селе Коларово, и к Богоявленскому собору художник возвращается и возвращается. Он использует охристо-золотистую гамму красок, чтобы передать торжество и радость. На картинах Цыганкова культовые сооружения воплощают не только архитектурную доминанту Томска, но его духовный стержень. Пушкин, Гомер, Аполлон или просто юноша с флейтой – персонажи графических листов – тоже заняли свое место на выставке. Они заставляют вспомнить два поэтических сборника «Тростниковая флейта» и «Ветер над берегом». Оформлять свои книги собственными рисунками дано не каждому поэту. Но у Александра Цыганкова это получается неплохо. Он тонко чувствует, что тушь, перо, бумага, строгие линии внутренне рифмуются с его стихами, в которых Сократ, Одиссей и Поэт живут рядом с жителями Города, стоящего на высоком берегу реки, они бродят по улочками и сидят в кафешках. Из этих же книг можно подобрать нужную строфу и проиллюстрировать любую живописную работу Цыганкова, будь то Алтайские горы, или банька в Тимирязевском бору, или даже портрет феминистки Татьяны Дмитриевой. Ибо поэт и художник в Цыганкове уживаются мирно и помогают друг другу творить.