Новости культуры российских регионов
21 сентября 2006
Центр

Варяги железные всех сильней!

В городах «Малого Золотого кольца» – Владимире, Суздале, Муроме, Александрове и Гороховце –прошел Первый этнографический фестиваль "Богатырские забавы".
Организаторы хотели привлечь внимание туристов не только к архитектуре и истории древних российских городов, но и к старинным обычаям, среди которых княжеские и купеческие пиры занимали не последнее место. Конечно, за два дня нам не удалось увидеть, что происходило в каждом из пяти фестивальных центров, мы стали свидетелями только «Купеческого разгуляя» в Гороховце и «Княжеских потех» во Владимире. Белокаменная музыка «Погружение» в эпоху XII века началось с экскурсии по уникальным памятникам древнерусского зодчества города Владимира. Мы, впрочем, не возражали. Золотые ворота, Дмитриевский и Успенский соборы, остатки дворцового комплекса Андрея Боголюбского в Боголюбовском монастыре и знаменитая церковь Покрова на Нерли – это то, что составляет гордость России. Удивительно разумными людьми были наши предки. В отличие от нас, НЕразумных, они прислушивались к природе и чутко чувствовали красоту. Творения человеческих рук не нарушали окружающего ландшафта, но сливались с ним в одно нерасторжимое целое, создавая подлинную симфонию. Наверное, поэтому каждый уголок русской земли обязательно имеет нечто, равного чему нет больше нигде в мире. Дмитриевский собор, построенный по приказу князя Всеволода Большое Гнездо за три года (1194 – 1197), заставляет задохнуться от восхищения. Словно закутанный в белую кружевную шаль, он единственный на свете, подобных ему нет больше нигде. Храм олицетворяет все лучшие достижения храмовой архитектуры Древней Руси. Его пропорции идеальны и строги, а поверхность украшена каменной резьбой. Более 560 резных камней демонстрируют зрителю фантастический мир, где библейские сюжеты переплелись с мифическими и сказочными персонажами народного эпоса. Жаль, фрески внутри почти не сохранились. Рассказывают, что в 60-е года ХХ столетия от сырости они опадали на пол целыми простынями… К счастью, стоящий рядом Успенский собор, заложенный в 1158 году князем Андреем Боголюбским, может порадовать фрагментами фресок неизвестных мастеров середины XII века и произведениями гениального Андрея Рублева, работавшего над росписью храма в 1408 году. Недаром Успенский собор задумывался как главный храм всея Руси и долго служил образцом для зодчих (к слову, именно по его подобию итальянец Аристотель Фьораванти строил Успенский собор в Московском Кремле). Наверное, мы пристрастны, но все-таки самый совершенный храм, созданный на Руси (и, конечно, величайший памятник мирового искусства, внесенный в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), - это Покров на Нерли. Кто-то сказал, что церковь похожа на женщину в шлеме. Может быть. В любом случае эта изящная белокаменная красавица, сооруженная в 1165 году на месте слияния Нерли и Клязьмы, - одно из самых лирических творений древнерусского зодчества. Образ ее очень поэтичен, весь пронизан ощущением легкости и светлой гармонии. Не случайно так часто говорят о музыкальных ассоциациях, которые рождает эта церковь. Но нас заинтересовало еще и другое. Храм построен на подати, которые Андрей Боголюбский брал с проплывавших мимо купцов – каждый должен был оставить одну десятую стоимости товара. Платившие пошлину очень скоро увидели, на что употребил ее великий князь. А вот на что уходят наши с вами денежки, регулярно взимаемые государством в виде подоходного налога? Нет ответа… Княжеское застолье Впрочем, архитектурные сокровища Владимира давно известны, в том числе и на международном уровне. Главной же "изюминкой" фестиваля «Богатырские забавы» должны были стать многочисленные бои с использованием средневекового оружия и снаряжения в исполнении спортсменов-рукопашников и клубов исторической реконструкции. И застолья с блюдами старинной русской кухни. Сказано – сделано. Отправляясь на обещанные богатырские забавы, мы сели в автобус, но далеко уехать не успели. У Никитской церкви нас тормознули дозорные с глашатаями. Зачитав указ о проведении «Княжеских богатырских забав», они вручили каждому особые дружинные знаки. Нашей команде достались флажки с гербом варяжской дружины берсерков «Варяги-Русь». Раз пять прокричав, репетируя, речевку-поддержку «От Владимира до Британских морей варяги железные всех сильней», мы отправились на Соборную площадь. Здесь гостей уже ждали. Вихрем налетели музыканты да певцы с скоморохами. Завертели, закружили, медовухой угостили и хороводы водить заставили. Тепло стало на душе. Радостно. Даже начавшийся ливень никого не расстроил. И когда в поединке сошлись «наши» варяги с княжеской дружиной «Китеж град», литовской дружиной «Копье» и дружиной «Вольные охотники», чтобы выявить самую сплоченную дружину владимирских земель и самого сильного и храброго воина, мы болели за «своих», не жалея горла… Кто победил, не суть важно. Все закончилось весело - массовой «Сварой», молодецкими играми и забавами (кто из зрителей дальше метнет дубину, кто больше отожмется в полном боевом вооружении и прочая). После чего усталые, но довольные все гурьбой отправились на «Княжеское застолье». Трапеза удалась на славу. Чего на столах только не было! И репаница, и калья, и тельное, и блины гречневые, и меды хмельные, и бражка из гонобобеля… А еще песни разные – величальные, лирические, плясовые, шуточные, игровые. Отдохнули от забав ратных на славу. Думали, на том и расстанемся. Ан нет. Праздник так праздник, сказали нам и… повезли на Боголюбовский луг, на «Княжеские молодецкие забавы». День завершился в буквальном смысле феерически. После традиционных русских игрищ, скоморошьих потех и старинных народных гаданий изумленная публика наблюдала самый настоящий фейерверк. Сомнительно, конечно, чтобы русские князья ведали в XII веке про это заморское диво, но было красиво, а главное - народу понравилось!.. Сухой остаток Владимиро-Суздальская епархия неоднократно выступала с предложениями передать Дмитриевский собор в ее ведение. Ей было отказано. По словам директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой, проведение церемоний богослужения в соборе оказывало бы пагубное воздействие на памятник. По праздникам и выходным богослужения проходят в Успенском соборе, что создает повышенную влажность из-за постоянного нахождения внутри прихожан, а копоть от свечей постепенно уничтожают фрески работы Андрея Рублева. Кроме того, Дмитриевский собор крайне неудобен для проведения массовых богослужений, они в нем никогда и не проходили. Собор являлся «домашним» храмом княжеской семьи. К слову, ВСЕ архитектурные памятники на территории Владимирской области находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и ни одна фирма не минует его, желая показать туристам исторические достопримечательности. Соответственно, все заработанные деньги остаются в бюджете музея и Владимирской области, давая возможность жить и развиваться дальше. Опыт, который хорошо бы перенять историко-архитектурным музеям-заповедникам всей страны.